Испытание на излом
Виталий Михалёв, машинист электровоза эксплуатационного локомотивного депо Улан-Удэ«В результате грамотных действий локомотивной бригады были предотвращены тяжёлые последствия для безопасности движения поездов». Так сухо звучат строки в представлении о поощрении машиниста электровоза эксплуатационного локомотивного депо Улан-Удэ Виталия Михалёва.
Между тем за этими словами кроется непростой случай, произошедший апрельской ночью возле станции Слюдянка-2 – излом межостряковой тяги стрелочного перевода.
Серьёзных последствий удалось избежать благодаря слаженным действиям локомотивной бригады, которая своевременно заметила неисправность, и рабочих, оперативно её устранивших.
О том, как это было, редакция попросила рассказать участника того происшествия машиниста 2-го класса ТЧЭ-7 Виталия Михалёва. Но сперва немного о нашем собеседнике. Родился он в Гусиноозёрске, затем переехал в Улан-Удэ. Окончил школу № 13 и СПТУ-1, где получил специальность слесаря-электрика по ремонту электроподвижного состава.
На железной дороге Михалёв человек не случайный. Здесь долгие годы работала его старшая сестра Людмила: более 20 лет она трудилась сначала проводником, а потом начальником поезда.
По окончании учебного заведения его призвали в армию.
– Сразу после службы устроиться в депо не получилось. На дворе были сложные 90-е годы, вакансий не имелось, – вспоминает Виталий.
Однако терять даром время молодой специалист не стал – обучился на помощника машиниста. Эта специальность была востребована, и вскоре Михалёв вышел на линию.
– Три года отработал помощником машиниста, затем отучился на машиниста, – рассказывает он. – И вот уже 14 лет тружусь в должности машиниста электровоза эксплуатационного локомотивного депо Улан-Удэ Восточно-Сибирской дирекции тяги. Работаю с грузовыми составами на перегонах Улан-Удэ – Иркутск и Улан-Удэ – Гыршелун.
Получив изрядный опыт, специалист вошёл в число общественных инспекторов по безопасности движения поездов.
– Машинист – это ведь, по сути, глаза и уши магистрали, – рассуждает Виталий. – Мы постоянно в движении, видим, что происходит на перегонах, отмечаем, где есть угроза безопасности движения.
По словам Михалёва, только в этом году общественными инспекторами эксплуатационного локомотивного депо Улан-Удэ было проведено порядка 170 проверок и зафиксировано свыше 600 замечаний:
– Профессия машиниста предполагает особую бдительность и внимательность.
Эта качества и помогли Виталию Михалёву и его помощнику Вячеславу Бормову мгновенно разобраться в сложной ситуации, случившейся ночью 28 апреля на 11-м пути станции Слюдянка-2.
– Мы прибыли на станцию. В этот момент у дежурной на пульте сработал сигнал «занятость стрелочного перевода». Было принято решение о немедленной остановке состава, – вспоминает Виталий Николаевич. – Мой помощник осмотрел стрелочный перевод.
Сложность состояла не только в темноте апрельской ночи. Проблема была ещё и в том, что неполадка находилась уже под составом.
– То есть тяга лопнула прямо под нами. Это довольно серьёзно: мог произойти сход состава, – рассказывает машинист. – Однако помощник Вячеслав Бормов быстро обнаружил место излома.
На место остановки состава были экстренно вызваны ремонтные службы путевого хозяйства.
– Ребята сработали оперативно: уже через 30–40 минут неисправность была устранена, и мы благополучно прибыли на станцию Слюдянка-2, – вспоминает события Виталий.
Интересно, что наш собеседник, рассказывая о ночном происшествии, несколько раз отмечал, что заслуга в том, что дело не дошло до каких-либо последствий, принадлежит не только локомотивной бригаде – она коллективная:
– Все службы сработали на отлично. Дежурная по станции своевременно выдала регламент «Остановка поезда из-за потери контроля стрелки», мы обнаружили излом, рабочая бригада из Слюдянки-2 быстро прибыла и устранила проблему.
Всё верно, работа на магистрали как раз и предполагает такую общую работу профессионалов, когда все понимают друг друга с полуслова. И именно эта командная деятельность позволила предотвратить последствия излома тяги стрелочного перевода.
На днях за проявленную профессиональную бдительность и грамотные действия Виталий Михалёв был поощрён как один лучших общественных инспекторов по безопасности движения поездов – это произошло при подведении итогов работы за II квартал 2020 года.
Высоко ценят Виталия Николаевича и коллеги по работе. Об этом нам рассказал председатель cовета общественных инспекторов эксплуатационного локомотивного депо Улан-Удэ Сергей Свинин, который хорошо знает Михалёва и как общественника, и как машиниста электровоза:
– Мне приходилось с ним работать в одной бригаде в качестве помощника. Тогда я и отметил, что машинист он грамотный, знающий своё дело. Всегда подскажет, выручит, придёт на помощь – знания ему это позволяют. Настоящий профессионал.
Официальное подтверждение этим словам было оформлено ещё пять лет тому назад.
– В 2015 году, – рассказывает Сергей Свинин, – ему от Восточно-Сибирской дирекции тяги был присвоен знак «Лучший машинист локомотива 3-й степени». Он подошёл под все требования: работает на линии больше трёх лет, имеет 2-й класс. То есть кандидат был что надо!
А ещё Виталий Николаевич прекрасно проявляет себя в общественной деятельности: как уже было сказано выше, он является дозорным.
– Общественным инспектором он у нас с 2014 года, – рассказывает председатель совета. – Не раз вместе проводили проверки с выездом на линию, вместе с сотрудниками ГИБДД осматривали переезды и так далее.
Самое главное, отмечает Сергей Игоревич, что машинист Михалёв предельно ответственно, добросовестно относится к инспекторской деятельности:
– Бывает, что такие проверки проходят во внерабочее время и занимают несколько часов, а то и полдня. То есть человек в ходе инспекции тратит своё личное время. Согласитесь, не каждого это устраивает. Но Виталий – человек очень отзывчивый. Если нужно организовать выезд и звонишь ему, то он всегда отвечает: «Хорошо, буду». В этом отношении на Михалёва всегда можно положиться, он надёжный.
Поэтому-то, считает Сергей Свинин, машинист Михалёв постоянно входит в число лучших инспекторов эксплуатационного локомотивного депо Улан-Удэ:
– Он, так сказать, в топ-5. Неоднократно становился лучшим инспектором по итогам квартала.
Стоит напомнить, что все инспекторы являются кадровым резервом депо. В том числе и Михалёв – в свое время он был определён на управляющую должность.
– Михалев исполнял обязанности машиниста-инструктора. Думаю, что факт этот говорит о многом, – сказал председатель совета общественных инспекторов эксплуатационного локомотивного депо Улан-Удэ. – Считаю, что именно высокое мастерство Виталия и бдительность, присущая всем общественным инспекторам, позволили предотвратить серьёзные последствия в случае на станции Слюдянка-2.