Испытание на излом Восточно-Сибирский путь

Испытание на излом

Виталий Михалёв, машинист электровоза эксплуатационного локомотивного депо Улан-Удэ

В результате грамотных действий локомотивной бригады были предотвращены тяжёлые последствия для безопасности движения поездов

«В результате грамотных действий локомотивной бригады были предотвращены тяжёлые последствия для безопасности движения поездов». Так сухо звучат строки в представлении о поощрении машиниста электровоза эксплуатационного локомотивного депо Улан-Удэ Виталия Михалёва.

Между тем за этими словами кроется непростой случай, произошедший апрельской ночью возле станции Слюдянка-2 – излом межостряковой тяги стрелочного перевода.

Серьёзных последствий удалось избежать благодаря слаженным действиям локомотивной бригады, которая своевременно заметила неисправность, и рабочих, оперативно её устранивших.

О том, как это было, редакция попросила рассказать участника того происшествия машиниста 2-го класса ТЧЭ-7 Виталия Михалёва. Но сперва немного о нашем собеседнике. Родился он в Гусиноозёрске, затем переехал в Улан-Удэ. Окончил школу № 13 и СПТУ-1, где получил специальность слесаря-электрика по ремонту электроподвижного состава.

На железной дороге Михалёв человек не случайный. Здесь долгие годы работала его старшая сестра Людмила: более 20 лет она трудилась сначала проводником, а потом начальником поезда.

По окончании учебного заведения его призвали в армию.

– Сразу после службы устроиться в депо не получилось. На дворе были сложные 90-е годы, вакансий не имелось, – вспоминает Виталий.

Однако терять даром время молодой специалист не стал – обучился на помощника машиниста. Эта специальность была востребована, и вскоре Михалёв вышел на линию.

– Три года отработал помощником машиниста, затем отучился на машиниста, – рассказывает он. – И вот уже 14 лет тружусь в должности машиниста электровоза эксплуатационного локомотивного депо Улан-Удэ Восточно-Сибирской дирекции тяги. Работаю с грузовыми составами на перегонах Улан-Удэ – Иркутск и Улан-Удэ – Гыршелун.

Получив изрядный опыт, специалист вошёл в число общественных инспекторов по безопасности движения поездов.

– Машинист – это ведь, по сути, глаза и уши магистрали, – рассуждает Виталий. – Мы постоянно в движении, видим, что происходит на перегонах, отмечаем, где есть угроза безопасности движения.

По словам Михалёва, только в этом году общественными инспекторами эксплуатационного локомотивного депо Улан-Удэ было проведено порядка 170 проверок и зафиксировано свыше 600 замечаний:

– Профессия машиниста предполагает особую бдительность и внимательность.

Эта качества и помогли Виталию Михалёву и его помощнику Вячеславу Бормову мгновенно разобраться в сложной ситуации, случившейся ночью 28 апреля на 11-м пути станции Слюдянка-2.

– Мы прибыли на станцию. В этот момент у дежурной на пульте сработал сигнал «занятость стрелочного перевода». Было принято решение о немедленной остановке состава, – вспоминает Виталий Николаевич. – Мой помощник осмотрел стрелочный перевод.

Сложность состояла не только в темноте апрельской ночи. Проблема была ещё и в том, что неполадка находилась уже под составом.

– То есть тяга лопнула прямо под нами. Это довольно серьёзно: мог произойти сход состава, – рассказывает машинист. – Однако помощник Вячеслав Бормов быстро обнаружил место излома.

На место остановки состава были экстренно вызваны ремонтные службы путевого хозяйства.

– Ребята сработали оперативно: уже через 30–40 минут неисправность была устранена, и мы благополучно прибыли на станцию Слюдянка-2, – вспоминает события Виталий.

Интересно, что наш собеседник, рассказывая о ночном происшествии, несколько раз отмечал, что заслуга в том, что дело не дошло до каких-либо последствий, принадлежит не только локомотивной бригаде – она коллективная:

– Все службы сработали на отлично. Дежурная по станции своевременно выдала регламент «Остановка поезда из-за потери контроля стрелки», мы обнаружили излом, рабочая бригада из Слюдянки-2 быстро прибыла и устранила проблему.

Всё верно, работа на магистрали как раз и предполагает такую общую работу профессионалов, когда все понимают друг друга с полуслова. И именно эта командная деятельность позволила предотвратить последствия излома тяги стрелочного перевода.

На днях за проявленную профессиональную бдительность и грамотные действия Виталий Михалёв был поощрён как один лучших общественных инспекторов по безопасности движения поездов – это произошло при подведении итогов работы за II квартал 2020 года.

Высоко ценят Виталия Николаевича и коллеги по работе. Об этом нам рассказал председатель cовета общественных инспекторов эксплуатационного локомотивного депо Улан-Удэ Сергей Свинин, который хорошо знает Михалёва и как общественника, и как машиниста электровоза:

– Мне приходилось с ним работать в одной бригаде в качестве помощника. Тогда я и отметил, что машинист он грамотный, знающий своё дело. Всегда подскажет, выручит, придёт на помощь – знания ему это позволяют. Настоящий профессионал.

Официальное подтверждение этим словам было оформлено ещё пять лет тому назад.

– В 2015 году, – рассказывает Сергей Свинин, – ему от Восточно-Сибирской дирекции тяги был присвоен знак «Лучший машинист локомотива 3-й степени». Он подошёл под все требования: работает на линии больше трёх лет, имеет 2-й класс. То есть кандидат был что надо!

А ещё Виталий Николаевич прекрасно проявляет себя в общественной деятельности: как уже было сказано выше, он является дозорным.

– Общественным инспектором он у нас с 2014 года, – рассказывает председатель совета. – Не раз вместе проводили проверки с выездом на линию, вместе с сотрудниками ГИБДД осматривали переезды и так далее.

Самое главное, отмечает Сергей Игоревич, что машинист Михалёв предельно ответственно, добросовестно относится к инспекторской деятельности:

– Бывает, что такие проверки проходят во внерабочее время и занимают несколько часов, а то и полдня. То есть человек в ходе инспекции тратит своё личное время. Согласитесь, не каждого это устраивает. Но Виталий – человек очень отзывчивый. Если нужно организовать выезд и звонишь ему, то он всегда отвечает: «Хорошо, буду». В этом отношении на Михалёва всегда можно положиться, он надёжный.

Поэтому-то, считает Сергей Свинин, машинист Михалёв постоянно входит в число лучших инспекторов эксплуатационного локомотивного депо Улан-Удэ:

– Он, так сказать, в топ-5. Неоднократно становился лучшим инспектором по итогам квартала.

Стоит напомнить, что все инспекторы являются кадровым резервом депо. В том числе и Михалёв – в свое время он был определён на управляющую должность.

– Михалев исполнял обязанности машиниста-инструктора. Думаю, что факт этот говорит о многом, – сказал председатель совета общественных инспекторов эксплуатационного локомотивного депо Улан-Удэ. – Считаю, что именно высокое мастерство Виталия и бдительность, присущая всем общественным инспекторам, позволили предотвратить серьёзные последствия в случае на станции Слюдянка-2.

Автор: Леонид Актинов