Звезда

В полном соответствии с инструкцией

Иван Бровкин и Владимир Селедцов, осмотрщики-ремонтники вагонов эксплуатационного вагонного депо Краснодар

Профессионализм железнодорожников помог предотвратить возможную чрезвычайную ситуацию на станции

Иван Бровкин_156.jpg Владимир Селедцов_156.jpg

Они поощрены за добросовестный труд на железнодорожном транспорте, а также своевременные и квалифицированные действия по предотвращению чрезвычайного происшествия на железной дороге.

Эта смена в ночь на 14 августа должна была быть обычной. Бровкин и Селедцов, осмотрщики с неплохим опытом, работали в паре чуть ли не впервые. В ту ночь они трудились на станции Железный Рог (одна из трёх станций, помимо Кавказа и Вышестеблиевской, где они осматривают составы).

– Всё было в стандартном режиме: заступили на смену, прошли инструктаж по технике безопасности, расписались в журнале и приступили к работе, – вспоминает Владимир. – Осмотрели несколько составов, а уже к концу смены, около пяти утра, начали осмотр этого поезда.

Это были порожние вагоны после выгрузки, которые требовалось осмотреть перед отправлением.

– Начали работать, прошли несколько вагонов, всё было в порядке, – говорит Иван. – Приступили к осмотру четвертого вагона, и после того, как я уже проверил последнюю пару колёс, меня позвал напарник.

Владимир Селедцов в это время осматривал левую сторону вагона, с его стороны тоже всё было в порядке.

– Внимательно изучаем, конечно, все 12 позиций, но в первую очередь обращаем внимание на литые детали – рамы, колёса, – говорит он. – Осмотрел четвёртую колёсную пару, заглядываю под вагон и вижу там что-то лишнее, непонятного происхождения.

По словам напарников, главное, что бросалось в глаза: неизвестный предмет странно выглядел. Достаточно большой сверток около полуметра длиной был закреплён на верёвках на автосцепке, верёвки крепились к болтам на цистерне, вся конструкция не вызывала уверенности в своей надёжности и, главное, была абсолютно чуждой на этом месте. А значит, полностью подходила под соответствующие признаки, которые могут указывать на наличие взрывного устройства – «предмет может иметь любой вид: сумка, свёрток, пакет и т. д., находящийся бесхозно в месте присутствия большого количества людей, вблизи взрыво- и пожароопасных мест, расположения различного рода коммуникаций».

– Непонятно было тогда, что это, но вся конструкция выглядела хлипко – казалось, что при движении поезда всё в любой момент может расцепиться, и свёрток просто упадёт прямо под колеса, – поделился впечатлениями Бровкин.

Не дотрагиваясь до подозрительного предмета, Селедцов и Бровкин осмотрели его и начали действовать в полном соответствии с инструкциями для таких случаев.

– Записали номер вагона, отошли на безопасное расстояние, ведь вблизи возможного взрывного устройства нельзя пользоваться средствами связи, – говорит Владимир Селедцов. – Доложили о находке руководству и стали ждать прибытия уполномоченных лиц.

Через некоторое время к осмотрщикам прибыли, сменив их на посту перед подозрительным вагоном, местные охранники, а напарники отправились на базу. Вскоре они увидели, как к месту опасной находки проследовали пожарные расчёты, скорая помощь, машины спецслужб.

– Через некоторое время к нам подошёл один из местных охранников, сказал, что объявлена срочная эвакуация, мы быстро собрались и покинули территорию станции, – вспоминает Селедцов. – А к месту нахождения вагона продолжали прибывать машины с различными специалистами. Смена, которая наверняка запомнится напарникам на всю жизнь, закончилась, и они отправились по домам. Спустя некоторое время им пришлось давать показания следственным органам о том, как проходила смена, как был обнаружен свёрток и о своих действиях, которые были признаны в итоге правильными.

Высоко оценило поступок краснодарских вагонников в необычной ситуации и руководство магистрали.

Осмотрщики, строго руководствуясь инструкцией, отошли от вагона на безопасное расстояние, сообщили об обстановке старшему осмотрщику и сотрудникам охраны ЗАО «Таманьнефтегаз», на подъездных путях которого и возникла эта ситуация.

Обнаруженный предмет был осмотрен и обработан специалистами, и в итоге оказался неопасным, но проявленная железнодорожниками бдительность очень важна, потому что в другом случае всё могло бы сложиться иначе, и вовремя поднятая тревога помогла предотвратить серьёзную угрозу для людей и грузов.

Приказом начальника Северо-Кавказской дороги Владимиру Селедцову и Ивану Бровкину была объявлена благодарность.

Биография обоих осмотрщиков-ремонтников в чём-то схожа. Оба на Северо-Кавказской работают около года, при этом имея неплохой железнодорожный стаж, заработанный на других дорогах сети.

– Отслужив в армии, в 2012 году я пошёл работать в Иртышскую дистанцию пути Западно-Сибирской дороги, – рассказывает Иван Бровкин. – Отец у меня тоже железнодорожник, работает машинистом ЖДСМ. Я пять лет был путейцем, потом там же перевёлся в осмотрщики-ремонтники вагонов, а примерно через год решили с семьей переехать на юг. Узнали, что здесь требуются специалисты, и уже почти год работаю в депо Краснодар. Владимир Селедцов начинал свою железнодорожную карьеру 12 лет назад также на Западно-Сибирской магистрали. Там же познакомился с будущей женой, тоже железнодорожницей, из хозяйства управления движением. В первое время работал сварщиком в вагонном депо Новокузнецк-Северный.

Позже необходимость в этом специалисте на предприятии отпала, и он прошёл переобучение на осмотрщика-ремонтника вагонов. Из-за непростой местной экологии решил с семьей сменить место жительства и отправился на юг, благо здесь были нужны кадры.

– Конечно, подобных находок у меня раньше не было, – говорит он. – Но различные поломки находить приходилось. Я как-то увлёкся буксовым узлом, специализировался в этом деле и не раз находил именно здесь различные проблемы, к примеру, ослабление торцевого крепления.

Это тот дефект, который приводит в конечном итоге к разрушению буксового узла и, как следствие, к возможности аварийной ситуации. Впрочем, по словам Владимира, сегодня в ходу много новых грузовых вагонов, у которых хорошее техническое состояние, и выявить такую поломку удаётся достаточно редко.

Единственное серьёзное различие у напарников – это хобби. Если Иван в основном свободное время проводит с женой и детьми, то Владимир, помимо семейных хлопот, выкраивает время на рыбалку.

– Люблю спиннинги, – говорит он. – На новом месте пока ещё не ловил рыбу, узнаю у мест­ных, куда лучше выбраться, а раньше ловил часто. Самый запоминающийся трофей – щука на 3,5 кг.

Оба вагонника никогда не жалели о своём выборе профессии.

– Самое главное, что железная дорога – это олицетворение стабильности, здесь всегда будут объёмы перевозок, нормальные заработки и социальные гарантии, – считают они.

Автор: Игорь Евдокимов