Умелое вождение поездов Звезда

Умелое вождение поездов

Дмитрий Рыжкин, машинист тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Лихая

Машинист тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Лихая Дмитрий Рыжкин награждён знаком «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД»



Разложив в гостиной на столе свои профессиональные награды, он говорит: видела бы бабушка, гордилась бы внуком.

На столе рядом с высшей наградой отрасли: благодарность министра транспорта РФ, почётная грамота и благодарность начальника Дирекции тяги, нагрудные знаки «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 20 лет», «Лучший машинист локомотива 3 степени», «За безопасность движения» и «За безаварийный пробег на локомотиве 1000000 км».

До рождения Дмитрия его бабушка Валентина Чеботарёва не дожила 2 года. Зато её личность спустя многие годы вызывает глубокое уважение у всех, кто её знал.

– Зачинателем нашей железнодорожной династии была именно моя бабушка по материнской линии. Родившись в начале прошлого века, она ещё в довоенные годы стала водить паровозы. Вначале была помощником машиниста, потом машинистом. На паровозе прошла всю войну, доставляла грузы в горящий Сталинград. Вывозила оттуда вагоны с ранеными и теми, кто отправлялся в вынужденную эвакуацию. Её поезда не раз попадали под фашистские бомбёжки и обстрелы. С детства помню мамины рассказы, как молодой женщине-машинисту приходилось экстренно останавливать поезд, как напуганные люди – старики, женщины, дети– выпрыгивали из вагонов, в надежде спрятаться, где-то укрыться, просто выжить, – рассказывает Дмитрий Рыжкин.

Благодаря настоящему профессионализму, самоотверженности и мужеству, Валентине Чеботарёвой удалось за годы Великой Отечественной войны спасти сотни человеческих жизней.

Отец Дмитрия Юрий Рыжкин тоже был машинистом. Начинал с кочегара паровоза, затем прошёл обучение на помощника машиниста, через некоторое время стал машинистом паровоза, тепловоза, электровоза и электропоезда (имел 4 вида прав управления). Мама Дмитрия Евгения всю трудовую жизнь проработала в отделе рабочего снабжения СКЖД (ОРСе). Да и старший брат Сергей, будучи профессиональным шахтёром, после массового закрытия шахт, несколько лет проработал в вагонном депо Лихая. Сам Дмитрий признаётся, что машинистом стал по стечению обстоятельств. Видимо такова была судьба, уверен почётный железнодорожник.

– Сразу после школы я поступил в Новочеркасский политехнический институт (НПИ) на горно-геологический факультет по специальности «Подземная разработка рудных и нерудных месторождений полезных ископаемых». Так получилось, что поступал ещё в СССР, а окончил в 1994 году уже в РФ, в совсем других условиях. В отличие от железной дороги, горная промышленность не устояла, экономический кризис повлёк массовую безработицу среди шахтёров. Работать было просто негде, – вспоминает Дмитрий Рыжкин.

В те годы жители посёлка Лихая были либо шахтёрами, либо железнодорожниками. Мощный транспортный железнодорожный узел уже тогда насчитывал 119 подъездных путей.

В 1995 году Дмитрий устроился грузчиком в Лиховскую механизированную дистанцию погрузочно-разгрузочных работ. Спустя время его приняли на работу в эксплуатационное локомотивное депо Лихая слесарем по ремонту тепловозов, там же Дмитрий окончил курсы помощников машиниста. Многие годы машинист (на этой должности от трудится с 2001 года) Рыжкин был занят в передаточно-вывозном движении узла, доставлял уголь, щебень, наливные грузы на станции Гуково, Новомихайловская, Чапаевка, Божковская.

Машинист работает всегда с серьёзным психологическим напряжением. Бывает, что от беды спасают только чёткое знание инструкций и быстрое реагирование. За годы его работы бывало всякое, в том числе и предотвращение наездов на людей и автомобильный транспорт.

Он вспоминает случай, произошедший всего пару лет назад. Была практически полночь. Дмитрий вёл поезд в черте города Гуково, впереди находился охраняемый переезд. Уже загорелся запрещающий сигнал для автомобилей, водители послушно стояли, ожидая прохода поезда. Вдруг машинист заметил группу молодых людей, в ненадлежащем месте пересекающих путь. Компания двигалась разрозненно, кто-то уже проскочил рельсы, кто-то плёлся сзади, никуда не спеша. Переходить дорогу планировали ещё несколько человек.

– Главное здесь, выполнить всё чётко по инструкции. Я стал подавать сигналы, молодёжь прибавила ходу. Но в какой-то момент двое совсем растерялись и стали метаться по пути, один решил остановиться и переждать, второй тянул его на другую сторону от колеи. Я сразу применил экстренное торможение. Им повезло: поезд успел вовремя остановиться, и они буквально выскочили из под колёс. Не знаю, что подумал потом каждый из них, ведь осознание, как правило, приходит значительно позже, но машинист в такие моменты является заложником чужой беспечности и безалаберности. Никому из нас не хочется всю жизнь затем нести на себе тяжёлый груз, и пусть даже невольную вину в чьей-то гибели, говорит Дмитрий.

Расслабиться, а при необходимости – поддержать здоровье, машинистам помогает специальный реабилитационный центр, построенный для этих целей на Лиховском узле СКЖД. Комнаты с массажными креслами, соляная пещера, баня, сауна, душ Шарко помогают восстановиться членам локомотивных бригад, укрепить иммунитет, настроить их на дальнейшую работу.

Бывали в его практике и другие чрезвычайные ситуации. Он только начал работать машинистом, и, выводя грузовой состав (порядка 40 вагонов с углём) с подъездного пути шахты Обуховская и заезжая на станцию Зверевская, Дмитрий увидел, что произошло падение давления в тормозной магистрали. Сразу сделал всё по инструкции: остановился, доложил по рации. Вернувшийся с осмотра места происшествия помощник сказал, что 5 вагонов их поезда сошли с рельс. Ограничение скорости было 15 км/час, но и такая скорость оказалась большой для подъездного пути, который хозяева не содержали должным образом. Шпалы были деревянные, гнилые, под тяжестью вагонов рельсы не выдержали.

– Несколько вагонов остались на ходу, с ними я уехал на станцию Новомихайловская. Хвостовую часть забрал тепловоз, работающий на шахте, лежавшие вагоны поднимали уже специалисты восстановительного поезда, – рассказывает Дмитрий Рыжкин.

По словам машиниста-инструктора Дмитрия Емеца, хотя не всё зависит от самого машиниста, но его опыт и знания всегда помогают минимизировать последствия ЧС и ЧП.

Умелое вождение поездов и знание профиля пути помогают Рыжкину регулярно добиваться экономии топливно-энергетических ресурсов. Так за 2017 год им сэкономлено 1050 кг дизельного топлива, за 2018 год – 1160 кг, за 2019 год –1190 кг.

В течение последних 15 лет Дмитрий является активным общественным инспектором по безопасности движения поездов. За период с 2017 по 2019 годы им выявлено и внесено в книгу замечаний машиниста более 140 недостатков, которые впоследствии все были устранены.

Автор: Юлия Сухарева