Шесть метров над землёй Куйбышевский железнодорожник

Шесть метров над землёй

Амир Хазвалиев, машинист железнодорожно-строительной машины ПМС № 148

Амир Хазвалиев награждён высшей наградой отрасли – знаком «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД»

Амир Ульфатович – человек с деревенской закалкой, родился в старинном селе Сараево Альшеевского района Башкирии, которое было основано ещё в середине XVIII века. Родители его работали в колхозе, занимались земледелием. Неслучайно с раннего детства Амир приобщился к труду, помогал родителям, осваивал сельскохозяйственную технику – именно тогда зародились истоки его любви к большим машинам.

Первая профессия нашего героя – слесарь-монтажник, которую он получил после окончания Нижнекамского профессионального училища.

А на железную дорогу он решил пойти после службы в армии, которую прошёл в ракетных войсках.

«Дядя у меня работал в Раевке в путевой машинной станции, он и посоветовал мне попробовать силы в этой профессии, – вспоминает железнодорожник. – Но для начала я всё же решил съездить с ним на «окна», посмотреть воочию на труд путейцев. Несмотря на непростые условия, в которых им приходилось работать, это меня не отпугнуло. Более того, пришлись по душе их сплочённость, энергия, целеустремлённость. А главное, работа не кабинетная, к которой я совершенно не приспособлен. Хоть и на семи ветрах, но созидательная, нескучная, со сменой обстановки. Тогда и понял – это моё».

Поначалу, как и все в путевой машинной станции, Амир начал трудовую карьеру монтёром пути, чаще всего работал стропальщиком, обвязывал грузы, помогал машинисту крана – старожилу, который разглядел в толковом пареньке достойную себе смену.

«Предложение перейти на должность машиниста крана я принял с большим энтузиазмом, так как давно мечтал об этом, – вспоминает почётный железнодорожник. – Поехал в Московскую область учиться в дорожно-техническую школу. Свой первый рабочий день помню до мелочей. Когда сел на стотонную махину, не скрою, перехватило дыхание. Да ещё непривычно оказалось работать на шестиметровой высоте от земли. Но освоился быстро, техника оказалась на удивление послушной».

Железнодорожник с благодарностью вспоминает своих первых наставников – машинистов крана Закуана Зарипова, Анатолия Вицке. Они объясняли, как плавно, без рывков работать с большим грузом, укладывать многотонные звенья на путь. Молодой машинист крана начинал карьеру на путеукладчике-девятитоннике, потом пересел на 18-тонник УК 25/9-18. Получать первую новую машину Амир поехал в Калугу лично в 1996 году.

«Сама технология укладки на новой технике была очень сложной, тогда ведь только начинали укладывать путь звеньями на железобетонных шпалах, – вспоминает он. – Самое трудное – работать с последним звеном в блоке, так как оно всегда располагается рельсами вниз. Прошло немало времени, чтобы я приноровился подстраивать его с помощью троса в нужное положение».

Основные качества, которыми должен обладать машинист крана, по мнению Амира Ульфатовича, это отменная реакция, глазомер и чрезвычайная внимательность. Но если любишь свою работу и технику, то без труда справишься с поставленной задачей.

Сейчас Амир Хазвалиев трудится на своём втором путеукладчике УК 25/9-18, который он получил в 2008 году.

Режим работы у нашего героя такой, что не позавидуешь: приходится неделями жить на перегоне, выезжать на технологические «окна», работать в любых погодных условиях. Застать его дома очень сложно. Даже нашу беседу герой попросил перенести на воскресенье. В свой выходной он, что называется, был на низком старте, поскольку ждал звонка от руководства. «Намечается выезд на перегон Толкай – Подбельская Самарской области, где мы проводим капитальный ремонт пути», – прокомментировал машинист. – В любой момент могут вызвать. Технику мы с помощником уже заблаговременно подготовили к работе, проверили и прочистили каждый винтик».

Вот это и есть яркий пример безупречного во всех смыслах слова работника. Неслучайно Амир Хазвалиев на высоком счету у руководства, неслучайно такие люди отмечаются самыми высокими наградами.

«За годы работы Амир Хазвалиев полностью освоил тонкости укладки рельсошпальной решётки с помощью укладочного крана УК 25/9-18, – говорит заместитель начальника ПМС № 148 по кадрам Эльвира Горбунова. – Строгое соблюдение правил эксплуатации, инструкции по сигнализации и обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ позволяет ему работать без брака, в совершенстве владеть навыками управления железнодорожно-строительной машиной. За 2019 год им уложено 70,4 км рельсошпальной решётки при плане 70,3 км, что составило 100%».

Своим богатым профессиональным опытом Амир Ульфатович щедро делится и с молодёжью. За последние три года он подготовил семь машинистов железнодорожно-строительных машин, которые в настоящее время трудятся на предприятии и не уступают в мастерстве и умении своему наставнику.

Опытный машинист хвалит своего молодого напарника Антона Камского, который младше его ровно на 30 лет. «Растёт замечательная смена, – с радостью замечает опытный железнодорожник. – Антон профессионально подходит к работе, очень любит технику, содержит её в чистоте, мы без труда находим общий язык».

Личным примером, требовательностью к себе, честным отношением к порученной работе и доброжелательностью к людям Амир Ульфатович заслужил уважение в коллективе. За безупречный труд на транспорте, образцовое выполнение должностных обязанностей неоднократно поощрялся руководством предприятия. В его послужном списке – звание «Лучший по профессии на железнодорожном транспорте», знак «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 30 лет».

Годы стремительно летят вперёд. Казалось бы, совсем недавно Амир Хазвалиев сел за свой первый укладочный кран, а уже прошло с тех пор почти 40 лет. За это время наш герой ни разу не усомнился в выборе своего жизненного пути.

«Кран не променяю ни на какую другую технику, – откровенно говорит он. – Как-то временно перешёл на более лёгкую работу, но быстро от неё устал, да и отдачи никакой не получил. То ли дело на кране, проделал с коллективом громадную работу, проложил «бархатный» путь на радость пассажирам и железной дороге, да и себе лично. Иной раз проезжаешь на поезде по какому-то участку, плавно и бесшумно, без раздражающего шума вагонных колёс, и с гордостью замечаешь, что это наш коллектив трудился здесь долгие дни на многочисленных «окнах».

Автор: Александр Савенков