«Мелодия» колёсной пары
Александр Васильев, осмотрщик-ремонтник вагонов20 августа он совершал привычный осмотр вагонов, которые были поданы под погрузку. В свете фонаря с изнанки колесной пары заметил на металле диска трещину. О случившемся рассказывает:
– Вначале увидел небольшую заусеницу. Начал зачищать. Так и есть – трещина! Теперь она отчётливо проявилась. И без дефектоскопа можно было увидеть «змейку» длиной в 400 миллиметров, которая проходила прямо по диску. Подозвал старшего осмотрщика Александра Барышева, «пробили» вагон: чей, куда идёт. И отправили в текущий ремонт.
За проявленную бдительность Васильева поблагодарил начальник пункта технического осмотра Курганка Сергей Комкин. Начальник эксплуатационного вагонного депо Челябинск Михаил Попов поощрил героя денежной премией в сумме 5000 рублей.
Стаж осмотрщика-ремонтника вагонов Александра Васильева на железной дороге приближается к тридцати годам. Такой рабочий возраст позволяет ощутить себя специалистом в обнаружении неисправностей вагонов.
Он хорошо знает «мелодию» неисправной колёсной пары. Своим молоточком стук да стук. Трещина даст о себе знать особым звуком – не обычной звонкостью, а хрипотцой, неярко выраженной фальшивой нотой. Так могут рассуждать музыканты. Курганский осмотрщик далёк от музыки, но близок к холодному металлу вагона, на «плечах» которого – десятки тонн груза.
Его профессия сродни той, чем занимается доктор. Но он не хочет об этом знать. Хотя понимает: «невылеченный» вагон грозит большой бедой. Обращает внимание на дефекты, ищет трещины в осях и дисках колесных пар, в литых деталях тележек. Обнаружить неисправности помогают его верные инструменты: досмотровая штанга, молоток и фонарь.
В этом году он выявил две трещины диска. А если бы не заметил? Мог произойти сход вагона.
Начальник ПТО Курганка Сергей Комкин считает Васильева профессионалом высокого класса:
– Терпение и чутьё – вот что помогает ему в работе. Он спешит к вагону с одной мыслью – не допустить, чтобы неисправный вагон с грузом ушёл до следующего пункта осмотра.
Бдительность – это черта его характера. Вот и в тот день, когда я беседовал с ним, оказалось, что при осмотре он выявил вагон с подозрением на трещину в боковой раме. Вагон был отцеплен и отправлен на дефектоскопию.
Его биография обычна для мальчишек 90-х годов. Окончил железнодорожное училище 29 лет назад, пришёл на железную дорогу. Слушал советы наставников: «Пропустишь неисправность вагона – он сойдёт с рельсов. А там груз ляжет под обочину. Понимаешь?»
А что тут не понимать? Ясно, и ещё как! Когда-то на технических занятиях услышал о сходе вагонов на одном из участков Транссиба. Случилось всё из-за неисправности боковой рамы. Треснула стальная махина – и пошла «считать» брюхом шпалы. Тяжёлый вагон с углём опрокинулся и потянул за собой под откос остальные. Такое в дурном сне не увидишь…
Тогда, в 1993 году, Александр учился чувствовать «состояние» вагона. Стажировался в грузонапряжённых парках, где для осмотра останавливались тяжёлые «грузовики». Вот тогда-то пришлось поползать под днищами вагонов, напряжённо вглядываясь в колёсные пары и боковые рамы, в другие детали. И всегда внимательно прислушиваться к тому, о чём говорят старшие, и запоминать – всё для дела.
Согласно технологии осмотрщики обращают пристальное внимание на многие детали вагона, в том числе на ходовую часть. Прежде всего это литые детали тележек. Здесь – как в учебнике геометрии: всё привязано к теореме и всё доказано. Вот дефекты поверхности катания колеса. Они влияют на развитие трещины в боковой раме. Идёт постоянная динамика, нагрузка на раму увеличивается. Ломается рессорный комплект, изнашиваются фрикционные клинья. Далее может случиться перераспределение груза в вагоне – это опасно.
– Всегда обращаем внимание на клейма заводов-изготовителей, которые у нас находятся в группе риска, – отмечает Александр Васильев. – Смотрим на зоны радиуса R55 буксовых проёмов. Важно заметить любые визуально различаемые дефекты, следы сварочно-наплавочных работ, наличие дефектов на поверхности катания колёсных пар. Может быть износ фрикционной планки, клиньев. А засветление рессорных пружин говорит о возможном дефекте – вероятен излом или трещина. Да и мало ли других конкретных деталей, за которыми осмотрщик должен бдить.
Кажется, всё просто. Но за всем этим – приобретённый опыт, который не позволит отправить вагон под погрузку, если в нём есть дефект. «Мастерство приобретает только пытливый человек» – так говорил его мастер в железнодорожном училище.
Философию обнаружения дефектов вагона осмотрщиками раскрывает Сергей Комкин:
– Осмотрщик вагонов – как доктор. Найдет «болезнь» – примет меры, чтобы «болезнь» отступила.
И при этом обращает внимание на современные реалии:
– Путь стал более жёстким. Раньше шпалы были деревянные, мягкие. Сейчас железобетонные. Конечно, они более надежны для современных тяжеловесных поездов, выдерживают высокие нагрузки. В связи с такой новизной дефектов в транзитных вагонах стало больше. Поэтому требуется острый взгляд и, конечно, профессионализм.