Мне просто интересно
Дмитрий Максимов, осмотрщик-ремонтник парка прибытия станции Челябинск-ГлавныйТолько в прошлом году Дмитрий Максимов обнаружил 31 неисправность, каждая из которых могла привести к серьёзным нарушениям в сфере безопасности движения поездов. За восемь месяцев 2020-го цифры впечатляют – 18 фактов. Его руководители признают: подобных результатов редко кому удаётся достичь.
С Дмитрием мы встречаемся непосредственно на его рабочем месте. Небольшой перерыв в движении предоставляет передышку, можно спокойно побеседовать. Стоим возле вагонов. Здесь работают коллеги Дмитрия, однако специалист тоже практически не сводит глаз с тележек полувагона.
– А вот здесь бы я посмотрел более внимательно, – говорит он, указывая рукой на колёсную пару вагона. – Мой коллега-осмотрщик сюда ещё не подходил, но видно, что колесо отходило немало. Значит, существуют риски. Знаете, я всегда интересовался тем, что именно выявляют мои коллеги, подробно разбирал каждый случай. После технических занятий по текущему отцепочному ремонту никогда не уходил даже после того, как всех отпускали. Штудировал литературу, шёл к накопителю бракованных рам, колёсных пар, смотрел последствия изломов, отмечал для себя, на что обращать внимание в первую очередь. Это позволило мне выработать определённые алгоритмы действий, которых я постоянно придерживаюсь.
Наш собеседник рассказывает, что с детства мечтал стать железнодорожником. Вероятность другой профессии особо и не обсуждалась. Семья жила в Карталах, мама Дмитрия более 30 лет посвятила Южно-Уральской магистрали, отец – более 35. Да и многие из родственников трудились и трудятся на «железке». Позже семья переехала в Челябинск. Максимов вспоминает, как друг предложил ему пойти на работу в вагоноремонтную компанию. Однако жизнь распорядилась иначе. В 2012-м, сразу после армии, железнодорожник устроился в парк отправления станции Челябинск-Главный. Там он работал до 2017-го, а затем перешёл в парк прибытия.
– Не стану скрывать, что основным мотивом перехода стал именно финансовый вопрос. Для меня это серьёзный фактор, – объясняет Дмитрий. – Здесь существует своя система премирования за выявленные неисправности литых деталей тележек вагонов. Тем более к тому моменту, когда я принял решение о переходе, у меня уже накопился неплохой опыт работы. А поскольку к себе я очень требователен, то решился, только оценив свой уровень знаний и поняв, что я смогу качественно выполнять эти обязанности.
Дмитрий терпеливо рассказывает, как он осматривает вагоны. Несмотря на опыт, он не допускает пренебрежительного отношения к работе. Время на техническое обслуживание, которое отводится на каждый вагон, довольно ограничено – чуть более двух с половиной минут. Но это вовсе не означает, что надо торопиться – необходимо просто выполнять свои действия последовательно.
– Подходя к вагону, первым делом убеждаюсь, что колодки находятся в свободном положении и не удерживают колесо, – продолжает ликбез Максимов. – И только после можно ударить молоточком. Если звук звонкий, то всё хорошо, если приглушённый – значит, нужно осмотреть более детально. С помощью фонарика отслеживаю весь обод с внутренней стороны. Потом переходим к боковым рамам. Особенное внимание обращаю на 5-е и 14-е клеймо. Само собой, радиус Р-55. Здесь «поймать» трещину очень непросто. Знаете, в толщину она бывает не больше волоска, а по форме чем-то отдалённо напоминает кардиограмму.
Что касается получения знаний, тот тут Дмитрий не ограничивается полигоном Южно-Уральской магистрали. Говорит, что частенько старается раздобыть обучающие фильмы, которые создавались осмотрщиками других железных дорог.
Учёт выявленных дефектов и неисправностей вагонов специалист не ведёт. Однако самые «яркие» запоминаются надолго. Так, благодаря внимательности именно этого профессионала ЮУЖД, возможно, удалось избежать довольно тяжёлых последствий. Весной 2020 года железнодорожник обнаружил три сдвига буксовых узлов в одном вагоне.
– Честно говоря, уму непостижимо, как такое вообще могло произойти, – говорит он. – Наверное, тот день я запомню надолго. Это был гружёный полувагон. Причина заключалась в том, что не были установлены упорные шайбы. Просто при проведении очередного ремонта их забыли установить. Вот вам и человеческий фактор. Я был очень удивлён, как данный вагон вообще приехал к нам в Челябинск. Мне трудно оценивать последствия того, что не произошло. Но при неблагоприятном стечении обстоятельств данная деталь с подвижной единицы вагона могла просто упасть на пути, во время движения поезда.
Дмитрий признаётся, что работа осмотрщика действительно непростая. Дома его всячески поддерживает супруга, а также хорошее настроение дарит маленькая дочь. Параллельно с выполнением своих прямых обязанностей железнодорожник получает знания в профильном учебном заведении. К сожалению, времени практически не остается на увлечения, которых раньше было немало: футбол, хоккей, волейбол, баскетбол и другие.
– Знаете, мой бывший руководитель с парка отправления говорил: придите на работу и выполните свои обязанности так, чтобы потом, когда вы отдыхаете, у вас не болело сердце, чтобы вы не волновались, доедет осмотренный вагон до пункта назначения или нет, – резюмирует Дмитрий. – Именно так я и стараюсь делать. Ну а главный жизненный принцип таков: я сам за себя в ответе. За любую ошибку отвечаю только я. И делаю всё, чтобы таковых в моей работе не было. Мне просто интересно работать, наверное, в этом мой секрет.
– Дмитрий Максимов – очень ответственный специалист, – рассказывает о своём подчинённом старший осмотрщик вагонов парка прибытия чётной системы станции Челябинск-Главный Алексей Сакулин. – Он очень упорный, старается каждое начатое дело довести до конца, очень добрый человек и надёжный товарищ. А ещё, несмотря на то что ему всего 30 лет, он отличный наставник. Осмотрщики, которых мы ставим с ним в пару, всегда стараются подтянуть результаты своей работы. Это красноречиво говорит об уровне Дмитрия, его трудолюбии и высоких профессиональных качествах.