Выбор на всю жизнь Волжская магистраль

Выбор на всю жизнь

Пётр Ткач, электромеханик Арзамасской дистанции СЦБ

Пётр Ткач – неутомимый труженик, который все силы и энергию отдаёт любимой работе

Благодарность начальника Горьковской железной дороги. Звание «Почётный работник Горьковской железной дороги». Благодарность министра транспорта Российской Федерации. Именные часы президента ОАО «Российские железные дороги». Знак «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД». Этими наградами в разные годы была отмечена трудовая деятельность Петра Анатольевича Ткача на Горьковской железной дороге. Но, по словам нашего героя, эти награды – не только его личная заслуга, но и оценка труда коллективов, тех людей, которые вместе с ним выполняли и выполняют работу по обслуживанию и содержанию устройств сигнализации, централизации и блокировки.

На стальных магистралях Пётр Ткач работает без малого 40 лет. Сегодня он трудится в Арзамасской дистанции СЦБ электромехаником. И до нынешнего дня ни разу не пожалел, что связал свою жизнь с железной дорогой. Он всегда чувствовал, что делал и делает нужное всем дело. И как бы ни было тяжело, дорога всегда давала ему уверенность в завтрашнем дне.

В его семье не было железнодорожников. Да и выбор будущей профессии стал для Петра Анатольевича своего рода лотереей. Куда поступать, было всё равно, просто хотел учиться и получить профессию. Родителям Петра было важно, чтобы сын выбрал профессию по душе и получил достойное образование. И они верили, что именно так и будет. Ведь в школе все предметы давались ему легко. В аттестате практически по всем предметам пятёрки. Но всё же молодого человека тянуло больше к техническим специальностям. Всем вузам Казахстана, откуда родом наш герой, он предпочёл омские.

– В Омск мы с другом приехали в пять утра. И решили в ранние часы прогуляться пешком по городу. Что время зря терять? В этом городе мы были впервые. Прогуливаясь, случайно вышли на улицу Карла Маркса. Я знал, что здесь есть железнодорожный институт. И предложил дойти до него. После получасовых поисков мы его нашли. Перед нами было монументальное здание. Строили его австро-венгерские военнопленные в 1914–1916 годах. Первый этаж был отделан гранитными камень-блоками. А наверху – четыре женские фигуры как символы четырёх направлений железнодорожного транспорта: путь, тяга, движение, управление. Нас тогда поразил масштаб вуза, – делится воспоминаниями Пётр Анатольевич.

Войдя в вестибюль, молодые люди увидели информационные стенды. Тогда нашего героя привлекло направление «Автоматика и телемеханика». На агитационном плакате были изображены ребята в белых халатах, работающие в лаборатории. Такая далёкая от реалий железной дороги картинка. Но именно в тот момент и был сделан выбор. После вступительных экзаменов Пётр Ткач стал студентом электротехнического факультета.

– Самое интересное, что было в студенческие годы, – практика. После первого курса я проходил её в Омске на заводе «Электроточприбор». Он выпускал военную продукцию. Своими руками мы собирали приборы, которые в дальнейшем использовались в авиастроении. После второго курса я был в стройотряде. Тогда нам пришлось ремонтировать, а местами и строить заново, линию связи между деревнями Усть-Ишимского района в 500 километрах на север от Омска. После третьего курса был на практике в Ленинграде. Жил на Староневском проспекте. Каждый вечер и даже ночью я мог прогуляться по этому замечательному городу, а по выходным брал путёвки на экскурсии. Так мне удалось объехать почти весь Карельский полуостров. Побывал в Выборге. На теплоходе проплыл всю Неву. После четвёртого курса был в стройотряде в Новосибирске. Там, на станции Бердск и станции Инская, мы строили ЭЦ, – рассказал Пётр Ткач.

Свой трудовой путь на магистрали Пётр Ткач начал с должности электромеханика Кокчетавской дистанции сигнализации и связи Кокчетавского отделения Целинной железной дороги. Она существовала с мая 1977 года по 1990-е годы на территории Северного и Центрального Казахстана. В послужном списке Петра Анатольевича – не одна запись. От своей первой должности он дошёл до заместителя начальника Муромской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Горьковской дирекции инфраструктуры. Самоотдача, добросовестное и ответственное отношение к делу всего коллектива Муромской дистанции СЦБ, одним из руководителей которой являлся Пётр Ткач с 2012 по 2019 год, позволили добиться высоких показателей в работе. Коллектив предприятия неоднократно становился победителем различных соревнований: второе место в соревновании трудовых коллективов ОАО «РЖД» за второй квартал 2016 года, третье место среди коллективов ОАО «РЖД» за второй квартал 2018-го.

Под руководством Петра Ткача и при его непосредственном участии, несмотря на сжатые сроки и непростые условия, была проведена колоссальная работа по сопровождению технологических «окон» капитального ремонта и модернизации верхнего строения пути с установкой блокпостов на перегонах Балахониха – Разъезд 408 км и Черусти – Ильичёв в 2012 году, Заколпье – Алфёрово в 2015 году, Родяково – Тёша в 2017 году, Заколпье – Алфёрово и Родяково – Тёша в 2018 году. При этом было обеспечено высокое качество и надёжность перевозочного процесса и работы устройств железнодорожной автоматики и телемеханики.

– Сложность этих работ была в том, чтобы подготовить участок к предстоящему капитальному ремонту пути с предварительной инструментальной выверкой всех кабельных коммуникаций. Это очень кропотливая работа. Если её где-то упустить или недобросовестно выполнить, то – беда, – поясняет железнодорожник.

В Муромской дистанции СЦБ Петром Анатольевичем была налажена работа руководителей среднего звена (старших электромехаников, начальников участков) и диспетчерского аппарата, нацеленная на снижение количества отказов технических средств. Число ОТС первой и второй категорий в 2018 году уменьшилось на 32% – с 22 случаев до 15. Производительность труда в том году составила 102,2 %, а балловая оценка состояния устройств СЦБ – 21,9 балла, то есть «отлично».

И вот когда пришло время выходить на заслуженный отдых, Пётр Анатольевич продолжил трудиться.

– В Муромской дистанции СЦБ я работал заместителем начальника. И делил кабинет с Владиславом Викторовичем Большаковым. Когда ему предложили должность начальника Арзамасской дистанции СЦБ, он мне сказал: «Пётр Анатольевич, если надумаешь ещё поработать после выхода на пенсию, приходи ко мне. Опыта у тебя достаточно. Будешь молодёжь учить. Передавать свой опыт». Вот я и пришёл. Сегодня со мной работают два молодых специалиста, на переезде перегона Вурнары –
Канаш мы монтируем кабели к устройствам СЦБ новой автоблокировки. Здесь у нас и светофоры, и путевые коробки тональных рельсовых цепей. Учу своих ребят тому, что умею сам, и тому, что свою работу нужно выполнять добросовестно, – поясняет железнодорожник.

Он уверен, что в будущем, когда его молодые коллеги выйдут из-под крыла наставника, не подведут его. Как и многие нынешние железнодорожники, которые в своё время начинали под присмотром Петра Ткача.

О том, что наш герой – неутомимый труженик, все силы и энергию отдающий производству, говорит и его рационализаторская деятельность, которой железнодорожник начал заниматься ещё на Целинной железной дороге. Его рацпредложения не раз оказывались в центре внимания. В том числе и те, которые были разработаны другими специалистами СЦБ под его руководством и при непосредственном участии. Например, в 2010 году на станции Бобыльская членам дорожной комиссии показали эталонный стык возле светофора Ч-1. Тогда начальник участка Арзамасской дистанции сигнализации и связи Пётр Ткач и не сомневался, что дорожная комиссия даст высокую оценку внедрённому новшеству. Ведь сделанный ими стык позволял одновременно решать сразу две задачи. Во-первых, он снимал возникающую при эксплуатации намагниченность рельса, которая приводит к налипанию металлической стружки с колёс тормозящих вагонов. Именно из-за намагниченности стружка выводит из строя изоляцию стыка и даёт ложную занятость рельсовых цепей, приводящую к перекрытию светофора на запрещающие показания. Во-вторых, эталонный стык отлавливал и собирал стружку специальными магнитами. В результате такого двойного действия внедрённый стык давал практически 100-процентную гарантию изоляции, а также гарантировал правильность показания светофора. Эта разработка специалистов ШЧ-8 тогда получила одобрение и была рекомендована к внедрению на других дистанциях дороги.

Пётр Анатольевич и сегодня показывает высокий уровень профессионализма, вносит большой личный вклад в совершенствование работы железнодорожного транспорта. В последний, весенний комиссионный осмотр Муромского территориального управления была представлена ещё одна его разработка – приспособление для подъёма светофорных головок при их замене на действующих мачтовых светофорах. Железнодорожник предложил использовать подъёмный механизм, который крепится на светофорной мачте выше верхнего кронштейна. При его использовании можно ограничиться тремя работниками: один наблюдающий, второй – на мачте, производит закрепление поднятой головки, и третий при помощи верёвки, проходящей через ролик подъёмного механизма, поднимает головку.

– Что является двигателем прогресса? Лень! Человек придумывает что-то для облегчения своего труда. Идей у меня очень много. Но, к сожалению, нет времени ими заниматься. Много времени уходит на их оформление, – говорит Пётр Анатольевич. – Когда работал в ШЧ Муром, подсказывал ребятам какие-то предложения. Для меня главное – передать свой опыт, знания и умения.

По стопам отца пошла и его младшая дочь Анастасия. Она работает в службе автоматики и телемеханики начальником отдела экономики и финансов.

– Конечно же, придя на железную дорогу, никто не получает сразу всё и много. Для этого необходимо проявить себя, добросовестно работать, постоянно совершенствовать навыки. Только в этом случае можно добиться успеха. Думаю, что эти качества у неё есть, – говорит Пётр Ткач. – А жена моя – дочь железнодорожника. Поэтому она меня всегда понимает. Отец у неё постоянно был в разъездах. Как и я теперь. Вот сейчас она на станции Перевозская, а я – на перегоне Канаш – Вурнары. Чтобы добраться до дома, мне нужно 3,5 часа. Но расстояние ли это для нас?

Автор: Вера Гараева