Безопасность гарантируем Волжская магистраль

Безопасность гарантируем

Альберт Ипкаев, осмотрщик-ремонтник вагонов ПТО грузовых вагонов Красный Узел

Альберт Ипкаев обнаружил неисправность, которая могла привести к серьезным последствиям

Героя для очередной публикации под рубрикой «Доска почёта» нам предложили в Горьковской дирекции инфраструктуры. Альберт Ипкаев, осмотрщик-ремонтник вагонов ПТО грузовых вагонов Красный Узел, обнаружил неисправность, которая, останься она незамеченной, могла привести к серьёзным последствиям.

…Бывает, человек уже с детства-юности знает: будет работать на железной дороге. Хотя бы потому, что тут работали его родители, дед или другие родственники. Или была целая династия. У Альберта Ипкаева была другая мечта – дорога, но не железная: «Крепче за баранку держись, шофер!». И он сделал всё, чтобы мечта эта исполнилась. Поколесил по стране и по зарубежью, за рулём грузовиков и автобусов. И усталость после очередного рейса, порой очень непростого, была частью его любви к своему делу.

Однако жизнь заставила полюбить другую работу. В кризисные времена предприятия в Ромоданове закрывались одно за другим. И чуть ли не единственным островком стабильности оставалась железная дорога. Так Альберт Бахрамович стал сначала сигналистом на станции Красный Узел (ждать этой вакансии ему пришлось восемь месяцев), затем – приёмщиком поездов. А когда в ПТО вагонов освободилось место осмотрщика-ремонтника, перевёлся туда.

Конечно, это сложнее, чем работа приёмщика, считает Альберт Бахрамович. Хотя и там ответственность очень высокая. Сколько телеграмм о нарушениях погрузки и об их последствиях проштудировано на техучёбе! До сих пор вспоминается случай на одной из магистралей страны с перевозкой военной техники: крепление у танка, погруженного на платформу, ослабло, башню развернуло, была сбита опора контактной сети. А если бы её развернуло в другую сторону, на соседний путь? Такие телеграммы мобилизуют – и сейчас, когда он работает осмотрщиком.

С благодарностью Альберт Бахрамович рассказывает о своём наставнике:

– Иван Васильевич Юматов, старший осмотрщик-ремонтник, сейчас он на пенсии. Курсы в дортех-школе – это только первый шаг к профессии. А на деле, в повседневной работе, ещё многому предстоит научиться. Месяца два–три надо для того, чтобы понять, что такое вагон. Я мог обратиться к Ивану Васильевичу с любым вопросом. А их у меня было очень много, может быть, и ненужных. И он учил, показывал, рассказывал, буквально натаскивал меня.

Пытливость ученика, уже далеко не мальчишки, и готовность учителя помогать дали хорошие результаты. Уже в самом начале своей работы осмотрщиком-ремонтником Ипкаев обнаружил нарушение торцевого крепления колёсной пары: гайка открутилась, стопорные планки упали. Вагон отцепили, отправили на ремонт, колёсные пары поменяли. Еще был случай, когда на станцию заходил поезд с Рузаевки. Рессорный комплект, пружины буквально повалились набок.

– Скорее всего, эта неисправность возникла ещё в Рузаевке, при спуске вагона с горки. Не заметить такое невозможно, – говорит Альберт Бахрамович.

– Очень ответственный человек, – говорит о своём подчинённом Алексей Корбулатов, начальник ПТО грузовых вагонов Красный Узел ВЧДэ Юдино. – Выполняет все задания руководства. Не стоит на месте, развивается. Большое значение придаёт самообразованию. Сейчас он исполняет обязанности старшего осмотрщика. Хороший наставник, передаёт свой опыт молодым. Это работник, к которому практически нет претензий.

Альберт Ипкаев до сих пор скучает по прежней своей работе, водительской. Но с увлечением и интересом рассказывает и о сегодняшней, подчёркивая её значение:

– Ты знаешь, что именно от тебя, от твоих коллег зависит безопасность движения. Вовремя заметить неисправность, особенно трудновыявляемую, – значит предотвратить серьёзное происшествие.

27 июня чёткие действия осмотрщика-ремонтника Ипкаева ещё раз подтвердили: этот человек – настоящий профессионал в своём деле.

Поезд заходил на станцию со стороны Рузаевки на разборку. Дальше какой-то группе вагонов предстояло продолжить путь в сторону Канаша, части – в сторону Лукоянова.

– По прибытии мы должны осмотреть этот состав, нанести разметку. Потом эти вагоны собирают на других путях. Мы принимаем такой состав как разборку и даём вагонам гарантию на новое плечо. Поэтому особенно внимательны. Стараешься подмечать, где с колодками непорядок, где воздух травит… А когда сборный собирают потом на других путях, мы устраняем мелкие выявленные неисправности. Большой ремонт мы делать не можем. У нас нет ни крана, ни другой необходимой для этого техники, оборудования. Такие вагоны просто отцепляем, бракуем и отправляем на другие станции, где выполняется текущий ремонт.

Альберт Бахрамович считает, что ему в тот день, 27 июня, повезло: заметил у одного из вагонов обрыв тягового хомута. Хотя при чём тут везение? Без крепких знаний и удача может отвернуться.

Был обычный день. Состав осматривали с двух сторон. Как всегда. Привычно. Смотришь вагон полностью: и автосцепку, и рессорный комплект, и ударную розетку – всё.

Автосцепка показалась Ипкаеву подозрительной. Слишком высоко она выступала от ударной розетки. Первая мысль – сверхнормативный выход? Надо посмотреть. Поднырнул под вагон. Оказалось – обрыв тягового хомута.

– Если хомут лопнул, автосцепка может просто вылететь из вагона. Он будет тормозить. Тянуть его уже нельзя. Может закончиться и сходом, например, в кривой.

Ну а дальше информация ушла по технологической цепочке. Был составлен акт о неисправности. Принято решение отцеплять вагон. Но это уже дело других работников и руководителей. Для осмотрщика самое главное – не допустить выход такого вагона на гарантийное плечо.

После того случая из ВЧДэ Юдино направлено ходатайство руководству Горьковской дирекции инфраструктуры о поощрении Альберта Ипкаева: «за добросовестное отношение к своим должностным обязанностям, обнаружение трудновыявляемых дефектов, весомый вклад в обеспечение устойчивой работы ОАО «РЖД».

Такое отношение к своей работе – это нормально, считает Ипкаев. Если взялся за дело, надо выполнять его со всей ответственностью. Тем более что для него железная дорога – дело семейное. Супруга, Татьяна Николаевна, возглавляет коллектив станции Красный Узел. Альберт Бахрамович не исключал, что и сыновья пойдут по стопам родителей. Но, когда те выросли, дали им свободу выбора. Это так важно, чтобы работа была любимой. Так что старший, Руслан, учится сейчас в военном вузе, а младший, Азамат, готовится стать юристом.

– Дети у нас – дай Бог каждому, – говорит Татьяна Ипкаева. – И во многом – благодаря именно отцу. Сыновья переняли у него такое качество, как упорство. А он очень настойчивый. Ставит перед собой цель – и добивается её.

Автор: Марина Галкина