Надёжные плечи Леонида Мурги Восточно-Сибирский путь

Надёжные плечи Леонида Мурги

Леонид Мурга, начальник участка Слюдянской дистанции пути ВСЖД

Привычка не отводить глаз от проходящих составов помогла опытному путейцу обнаружить задымление под тележкой локомотива

По стечению обстоятельств, а в основном от того, что немалая часть его жизни проходит на путях, бывает так, что начальник участка Слюдянской дистанции пути Леонид Мурга оказывается в нужное время в том месте, где о себе задумывают заявить предпосылки к аварийным ситуациям.

Подобное случилось 15 июля этого года на перегоне Подкаменная – Глубокая.

– В тот день наша бригада была задействована в смене рельсовых скреплений, – рассказывает Леонид Мурга. – Расставил всех по фронту работ, а сам приступил к промеру шаблоном параметров пути. Пройдя несколько десятков метров, получил по рации сообщение сигналиста Натальи Сальниковой с ожидаемой стороны о том, что в наше направление проследовал пассажирский.

Увидев поезд, о котором сообщила сигналист, он обратил внимание на его скорость:

– Она была ниже установленной для движения на этом участке. Как следует при встрече подвижного состава, прошёлся взглядом по корпусу локомотива и ходовой части. И в этот момент под его задней тележкой глаза зацепились за клубы белого дыма. И тут же почувствовал неприятный запах.

Не исключено, что в локомотиве возгорание, подумалось ему тогда.

Как рассказывает Мурга, прежде чем забить тревогу, он связался со вторым сигналистом Оксаной Алексеевой, место которой с другой стороны ограждения участка работ, и распорядился перейти на соседний путь, чтобы осмотреть повнимательнее локомотив.

Получив от неё подтверждение о наличии дыма, он тут же перестроил рацию на дежурного по станции Подкаменная. Но станция была занята: дежурная обеспечивала проведение маневровых работ. Тогда по телефону Мурга связался с поездным диспетчером.

– Надо же, опять Леонид Евгеньевич отличился, – узнав подробности этого случая, оценили его бдительность и умение грамотно действовать в сложившихся форс-мажорных ситуациях в дистанции пути.

– Так это же наша работа, – отреагировал тот. И добавил, перефразируя слова главного персонажа известного фильма о Великой Отечественной войне: – Так сказать, это наша обязанность – обеспечивать безопасность на дороге, наши будни.

Фамилия Мурга ассоциируется у многих работников дистанции и с другими случаями остановки подвижного состава. Однажды по его команде на станции Глубокая встал пассажирский поезд, за которым по пути волочился кабель. В другой раз было прекращено движение грузового поезда с оборванной тормозной тягой на станции Подкаменная. Как-то совместно с работниками бригады – монтёром пути Иваном Мироновым и сигналистом Леонидом Афанасьевым – он принял меры для остановки двух составов, следовавших друг за другом по нечётному пути. Один был выбит из графика из-за дыма в буксовом узле, а поводом для остановки второго стала сорвавшаяся со своего крепления на электровозе деталь системы подачи песка, которая волочилась между закладными болтами и ходовым рельсом и запросто могла оказаться между остряком и рамой стрелочного перевода.

– Когда на нашем участке безопасность движения отслеживал ревизор Евгений Александрович Белоненко, он часто повторял: «Пропускаешь поезд – смотри, как себя ведёт находящийся под ним путь и что не так в подвижном составе. Уделишь им внимание – они тебе подскажут, где скрывается проблема», – вспоминает Мурга. – Этому совету всегда тщательно следую. На то же самое настраиваю своих путейцев, которых, кстати, считаю лучшими на сети.

Народ этот, по его отзыву, очень надёжный. Не было ни одного случая, чтобы он спасовал перед трудностями. Многие монтёры пути и сигналисты спасали дорогу буквально.

– Когда на станции Глубокая шло строительство путепровода, – вспоминает Леонид Мурга, – на её железнодорожном переезде в одно из своих плановых дежурств монтёр пути Максим Шилов обратил внимание на гружённый углём автомобиль, который приближался к переезду по заснеженной автотрассе на высокой скорости.

Представив, что может произойти, если машина столкнётся с заступившими в этот момент на станцию грузовым поездом или нечётным пассажирским, он сорвал пломбу с кнопки включения заграждения и привёл в действие заградительную сигнализацию. После чего оповестил машинистов по рации о создавшейся проблеме. Мгновенно отреагировав на загоревшийся сигнал светофора, машинист грузового применил экстренное торможение. Сразу же встал и пассажирский. Тем самым было предотвращено столкновение с автомобилем, который, сбив ограждения, пронёсся в трёх метрах перед кабиной головного локомотива грузового поезда и завалился на бок.

– Надо сказать, беду от дороги довелось отводить сигналисту Наталье Белозёровой, руководителям бригад Сергею Тишину, Сергею Цихотскому, Алексею Подойницину, Сергею Образцову, Игорю Антонову, монтёрам пути Сергею Кондратьеву, Сергею Просвиренникову, Алексею Якимову, – перечисляет он, подчёркивая заслуги подчинённых.

В дистанции за Леонидом Мургой утвердилась репутация опытного и бескомпромиссного командира. Возглавляет он укрупнённую специализированную бригаду, умеющую быстро и качественно выполнить задачу любой степени сложности.

Зона ответственности коллектива – весь горно-перевальный участок от Большого Луга до Слюдянки. И ценят Мургу за то, что он, как никто другой, знает здесь слабые и сильные стороны любого перегона. А ещё за то, что ведёт настоящую исследовательскую работу. Об этой стороне его жизни свидетельствует, в частности, журнал «Путь и путевое хозяйство».

В 3-м и 4-м номерах за прошлый год издание разместило две статьи Леонида Мурги о недостатках узлов скреплений. В июньском номере этого года оно напечатало его материал «Одинаковых «окон» не бывает, или наши приёмы при смене плетей».

– Проводя свои исследования, я стараюсь найти решения, от которых выигрывает безопасность движения поездов на горно-перевальном участке ВСЖД.

Что за человек Мурга, осведомлены многие машинисты и помощники машинистов локомотивов, эксплуатируемых на участке Большой Луг – Слюдянка.

– Нас связывают общие скрепы. Работаем на один результат, – подчёркивает он, когда кто-то обращает внимание на обширный круг его знакомств среди железнодорожников.

Этот круг у Мурги сложился за 18 лет работы в качестве монтёра пути, бригадира и в нынешней должности. И, самое главное, потому, что он никогда не сторонится общения. Привычное дело: Леонид Евгеньевич едет электропоездом, а к нему подсаживается машинист и всю дорогу выспрашивает по каким приметам выявлять несоответствия в устройствах железной дороги.

Бывало и такое, что подставлял он локомотивным бригадам своё плечо. Несколько лет назад на перегоне Ангасолка – Андриановская из-за резкого снижения давления в тормозной магистрали встал грузовой. Понимая, какие потери несёт дорога, оказавшийся здесь при выполнении работ по смене скреплений Леонид Мурга стал помогать локомотивной бригаде восстанавливать работоспособность тормозной магистрали.

– В моей многочисленной родне, где многие связали свою жизнь с железной дорогой, так было принято всегда. Поможешь другим – помогут тебе, говаривал мой отец, работавший на автомобиле в Вихоревской дистанции пути. Вот как он сказал, так и живу.

Автор: Александр Иванов