Дальневосточная магистраль

Излом рельса выявлен вовремя

Александр Щухомет и Сергей Апасов, машинист и помощник машиниста эксплуатационного локомотивного депо Тында

Грамотные действия машиниста и его помощника в нештатной ситуации помогли предотвратить беду

Щухомет Александр_ДП.jpg     Апасов Сергей_ДП.jpg

Локомотивная бригада эксплуатационного локомотивного депо Тында обнаружила излом рельса с раскрытием на Восточном участке Байкало-Амурской магистрали. Происшествие случилось 4 июня 2020 года на перегоне Мирошниченко – Улагир однопутного неэлектрифицированного участка Бестужево – Февральск. Бригада вела порожний грузовой состав из 69 вагонов весом 1826 тонн с тепловозом 3ТЭ10МК и остановила его у светофора, который сигнализировал запрещающим показанием.

Машинист Александр Щухомет и помощник машиниста Сергей Апасов после осмотра целостности пути обнаружили на первом пикете 2825-го километра железной дороги на левой нити по ходу движения поезда излом рельса с раскрытием 2-3 мм.

– Уже вечерело, мы ехали, согласно инструкции, со скоростью не более 20 км/ч с особой бдительностью по удалению за пассажирским поездом № 363 «Тында – Комсомольск», – рассказывает Александр Щухомет. – Перегон оказался свободен. Мы осмотрели рельсовую нить и увидели на левой нитке разрыв по сварочному шву. О случившемся сразу же доложили диспетчеру и ждали дальнейших указаний. После того как мы вывели поезд с перегона, к работе приступила ремонтная бригада путейцев.

Работники дистанции пути взяли аварийное «окно» для установки струбцины на месте излома. После смены рельса движение было восстановлено с установленной скоростью. Благодаря грамотным действиям локомотивной бригады удалось предотвратить возможные негативные последствия.

Александр и Сергей к тому времени вместе работали два с половиной месяца, за это время опытный машинист Щухомет стал для помощника настоящим наставником. Судьбы этих мужчин во многом схожи, хотя один двое старше второго.

Александр трудится в локомотивном хозяйстве уже 20 лет. Машинист находится на пике своих профессиональных возможностей, вождение поездов считает главным делом своей жизни. Взять у него интервью оказалось задачей непростой – в пути он проводит очень много времени. Дозвониться ему удалось только во время отдыха между двумя поездками.

– Я люблю поездки на длинные расстояния, – говорит потомственный машинист Александр Щухомет. – В нашей семье много железнодорожников. Моя бабушка Анна Петровна в годы своей молодости водила трамвай в городе Шахты Ростовской области. Папа Николай Васильевич отдал профессии целых 40 лет. Курсы машинистов он окончил в Новочеркасске, приехал на БАМ в начале 80-х годов прошлого века, устроился в оборотное депо Верхнезейск. Здесь, на Восточном участке Байкало-Амур­ской магистрали, водил первые пассажирские составы. Он рассказывал, что дорога от Верхнезейска до Февральска могла занимать более двух суток.

Семья Щухомет обосновалась в молодом посёлке Верхнезейск на берегу Зейского водохранилища. Здешние места всегда славились обилием грибов в лесу и хорошими щучьими уловами. Александр и двое его братьев с юности приобщались к тепловозной технике, отец брал мальчишек с собой в короткие поездки. А мама ребят трудилась поваром в доме отдыха локомотивных бригад.

– Романтикой железной дороги я пропитался с детства, – признаётся Александр. – У меня даже не было сомнений по поводу выбора своей будущей профессии. Я твёрдо знал, что буду машинистом. После окончания школы и службы в армии пошёл в Тындинский железнодорожный техникум на факультет «Техническое обслуживание подвижного состава – локомотивы». В 2000 году устроился в депо. Первые 4 года трудился помощником машиниста и уже 16 лет вожу грузовые поезда.

На БАМе распространена такая формула крепкой семьи, когда муж – машинист, а жена – дежурный по станции. Свою любовь по имени Татьяна Александр повстречал в поезде, когда возвращался из отпуска. Пара счастлива в браке уже 17 лет, в железнодорожной семье подрастают двое сыновей. Пять лет назад Щухометы перевелись в Тынду, но, как и прежде, глава семейства много времени проводит на трассе. Опытные и преданные своему делу машинисты очень востребованы.

Помощнику машиниста Сергею Апасову всего 21 год. Молодой железнодорожник работает в оборотном депо Верхнезейск. В сентябре он отпраздновал свадьбу, его супруга Мария трудится разъездным дежурным на участке Милько – Тунгала. Медовый месяц у молодой семьи проходит в рабочем режиме – из-за частых поездок супруги видят друг друга чаще всего через окно в кабине локомотива.

– Я окончил курсы помощников машиниста в Тындинском подразделении ДВ УЦПК меньше года назад, – рассказывает Сергей. – В первую самостоятельную поездку отправился в феврале 2020 года, а в мае меня прикрепили в бригаду с Александром. Случай с изломом рельса был для меня достаточно волнительным, но я чув­ствовал поддержку опытного машиниста-наставника. В будущем я, конечно, хочу стать машинистом, пересесть за правое крыло тепловоза. Сейчас мы с Александром работаем в разных бригадах, но дружим и иногда созваниваемся. Железная дорога мне даёт уверенность в завтрашнем дне. А профессия помогла получить много новых знаний, и я планирую расти и развиваться в этом направлении.
Автор: Вера Григорьева