Дело всей жизни Железнодорожник Поволжья

Дело всей жизни

Николай Линник, токарь моторвагонного депо Анисовка

Николай Линник награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени

Железнодорожник Николай Линник отмечен государственной наградой в соответствии с указом президента Российской Федерации от 21 августа 2020 года.

– На Николая Васильевича я всегда могу положиться. Это настоящий мастер своего дела, который справится с любой поставленной задачей и изготовит деталь так, что не отличить от заводской. Мне очень приятно, что в моём коллективе есть такие профессионалы, – говорит начальник моторвагонного депо Анисовка Андрей Тимофеев.

Герой очерка трудится на железной дороге более 30 лет.

– Каждый рабочий день – это полное погружение в решение поставленных задач, – утверждает Николай Линник. – Обточка колёсных пар может казаться рутинным процессом, но он очень важен. От того, насколько правильно выполнена эта технологическая операция, зависит и безопасность движения, и общая исправность подвижного состава, и соблюдение графика движения пригородных поездов.

До и после службы в армии он трудился на сара­товском заводе «Сигнал», где также прошёл курсы подготовки в училище.

– Обработка металлов меня интересовала с детства. Начинал трудовой путь, как и многие коллеги, с обучения. При заводе функционировал цех, где готовили токарей. Там нас учили правильно обращаться с техникой, рассказывали о тонкостях этого дела. Оборудование на то время было одним из самых современных. На ряде станков детали обтачивали с точностью до десятой части микрона, – рассказывает Николай Васильевич. – Специалистов готовили не только для нужд завода. Вместе с нами учились будущие авиаконструкторы. Мы обменивались опытом в сфере настройки станка и обработки металлов. Иногда бывало так, что разбирались и без преподавателей, а порой создавали свои собственные методики по работе с теми или иными сортами стали.

На Приволжскую дорогу Николай Линник попал во многом благодаря случайности. Некоторое время спустя с момента возвращения из армии, в январе 1986 года, по дороге домой он встретил школьных друзей, которые работали машинистами. Один из товарищей предложил попробовать себя в этом деле.

– В первых числах февраля я устроился в локомотивное депо Анисовка слесарем по ремонту подвижного состава. Сразу же после этого меня направили на обучение в Дортехшколу (ныне – Приволжский учебный центр профессиональных квалификаций). Да и товарищи помогали – кто советом, кто литературой. Спустя полгода я отправился в первую поездку. Да вот только вовремя понял, что это не моё – в кабине находиться, – вспоминает Николай Васильевич.

В 1986 году в локомотивном депо Анисовка освободилась вакансия токаря. Линник решил вернуться к привычному для себя делу.

– На «Сигнале» я работал в основном с мелкими деталями, тут же предстояло обтачивать громоздкие колёсные пары. Да и сами станки в разы больше и тяжелее. Многому пришлось учиться уже по ходу дела. Освоить новое для меня оборудование помогал наставник Анатолий Фоменко. Нередко он задерживался со мной и после смены, показывал, как правильно выставлять резец на колесо, как поддерживать оптимальные обороты станка. Поначалу не получалось – то фреза соскочит, то деталь неправильно стоит. Наставник не ругал, терпеливо объяснял, как нужно действовать, чтобы не допускать ошибок. Анатолия не стало больше 20 лет назад. Жаль, что таких специалистов уже не часто встретишь, – с грустью говорит собеседник.

Вплоть до конца 1990-х моторвагоннное депо Анисовка входило в состав локомотивного депо. В будущее ТЧМ-14 нередко направляли для дополнительного обслуживания тепловозы и электровозы.

– Все процедуры выполнялись без выкатки колёсных пар из-под локомотива. В условиях ограниченного пространства под многотонным подвижным составом работать непросто. Но постепенно я втянулся, без опаски работал и под двухсекционными магистральными локомотивами, – делится собеседник.

Сегодня Николай Васильевич – токарь 6-го разряда. К делу не охладел и постоянно изучает что-то новое.

– Раньше очень многое зависело от мастерства токаря. Теперь, когда появились современные станки с числовым программным управлением, стало проще. Впрочем, бывает, что и агрегат выдаёт ошибку. Тогда выручают навыки, полученные на прежнем оборудовании, – улыбается собеседник.

Свободное время Линник посвящает своему давнему увлечению – коллекционированию виниловых пластинок. Первые экземпляры он приобрёл ещё до службы в армии. Сегодня по собранию железнодорожника можно проследить эволюцию музыки с 1970-х по 1990-е годы. В нём есть образцы разных жанров. Некоторые пластинки герой очерка заказывал из Германии, Великобритании, США. Предмет особой гордости – сборник пластинок группы Queen. Все пластинки Николай Васильевич тщательно обрабатывает специальными средствами, чтобы они не испортились. Для этого даже свой состав разработал, но его формулу держит в секрете.

– Вечером придёшь с работы, и так приятно включить классическую музыку и, неспешно попивая чай, отдохнуть после тяжёлого трудового дня. А когда занят в огороде, слушаю что-то более ритмичное, к примеру, тяжёлый рок. Моё хобби может показаться странным для молодёжи, но всё же винил даёт такой приятный и тёплый звук, которого добиться на цифровых устройствах практически невозможно, – считает токарь. – Но сегодня, к примеру, трудно найти качественные иголки для проигрывателя. Нередко стоимость одной иголки сопоставима с ценой десятка виниловых пластинок.

Сейчас сын Николая Васильевича служит в армии. Станет ли он продолжателем трудовой династии – покажет время.

– Подталкивать к выбору его не буду. Он парень толковый, сам должен определить, как жизнь выстраивать. Ну а если он спросит у меня совета, то не­пременно его получит, – утверждает железнодорожник.

Автор: Алексей Белых