Принял вызов огня и спас приборы Забайкальская магистраль

Принял вызов огня и спас приборы

Виктор Ильин, начальник участка Сковородинской дистанции СЦБ

Виктор Ильин потушил пожар в производственном помещении



Оперативные действия начальника участка Сковородинской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Виктора Ильина, который вовремя потушил возгорание в релейной поста электроцентрализации, способствовали быстрому восстановлению работы систем автоматики и телемеханики.

Возгорание на посту ЭЦ станции Ульручьи произошло 27 июля в 19:26 по местному времени. Причиной его, как позже выяснится, стало попадание повышенного напряжения через заземление контактной сети в систему электроцентрализации. Этого скачка не выдержал кабель, и в месте его соединения с оборудованием прогорела изоляция. Ильин находился на рабочем месте дежурного механика, когда услышал громкий хлопок. Из релейной тут же повалил дым. Сработала аварийная сигнализация.

Это услышали все, кто находился в здании: движенцы, машинист-инструктор. Не поддаваясь панике, Виктор Алексеевич ринулся в задымлённое помещение и обнаружил открытый огонь. Горели два релейных статива. Говоря простым языком, это подставки с местами для крепления, на которых располагается оборудование, отвечающее за работу средств сигнализации, централизации и блокировки на всём участке от станции до станции.

Едкий дым от горящей изоляции слепил глаза и сковывал дыхание. Не долго думая, Ильин обесточил оборудование, затем схватил огнетушитель и нажал на его спусковой механизм. С момента хлопка до исчезновения пламени прошло не более двух минут. Всё произошло настолько внезапно, что времени на принятие решения практически не было. Для того, чтобы сообразить, что делать, необходимо обладать способностью к мгновенной концентрации.

Едва убедившись в том, что пожар затушен, Виктор Алексеевич стал звонить начальнику Сковородинской дистанции СЦБ, чтобы сообщить о случившемся. Дым всё ещё валил из релейной. В помещении можно было находиться лишь в средствах защиты дыхательных путей. Требовалось срочное вмешательство аварийной бригады дистанции СЦБ, ведь ЧП вывело из строя оборудование на всём ближайшем участке пути.

Думая о подобных форс-мажорных ситуациях, невольно ловишь себя на мысли: что движет человеком, бесстрашно принимающим вызов стихии? О чём он думает в этот момент? И понимаешь, что времени думать практически нет. А потому в минуту опасности в голове у человека может возникнуть лишь наспех выстроенный алгоритм действий в ситуации. Ни о какой мотивации, собственно, и речи в этот момент быть не может, когда всё твоё существо починено одной мысли – как можно быстрее устранить очаг опасности.

– Я просто выполнял служебные обязанности, – скромно признаётся наш герой. – В задачи любого работника входит обеспечение безопасности движения поездов. И очень хорошо, что обошлось без большого пожара.

Впрочем, работа в режиме полной боевой готовности для Ильина и его коллег только начиналась. На его телефонный звонок отреагировали экстренные службы. Был запущен алгоритм быстрого реагирования. Вскоре на место возгорания прибыла бригада надёжности. 12 человек приступили к ликвидации последствий возгорания. А Виктору Ильину предстояло решить ещё одну сверхважную задачу. Машинист одного из следовавших поездов сообщил по радиосвязи дежурному по станции о задымлении ещё одного объекта на перегоне. Как оказалось, скачок напряжения повредил ещё и шкаф автоблокировки на линии. И это серьёзно добавляло проблем.

Всю ночь Ильин в компании с водителем автомобиля передвигался в сторону станции Ковали и проверял работу устройств автоблокировки и сигнальных точек. А на обратном пути настраивал работу автосигнализации в режиме двустороннего движения по одному пути. Дело в том, что в это время на перегоне Ульручьи – Ковали по технологии закрытого перегона работала путевая машинная станция. Велись работы по капитальному ремонту пути. Путевая техника и коллектив путеремонтников работали с повышенной выработкой, чтобы охватить как можно больший объём работ за как можно короткий временной отрезок. Трёхсуточное закрытие для производства модернизации пути ещё не было завершено, и обеспечить встречный проход поездов по чётному пути необходимо было во что бы то ни стало.

А в это время бригада электромехаников на станции Ульручьи в течение шести часов усиленно восстанавливала работу релейного оборудования. Как рассказал заместитель начальника дистанции Григорий Тюкавкин, который непосредственно руководил работами на месте, пришлось полностью перепаять стативы, восстановить питающий кабель и провода. К счастью, само сложное оборудование телемеханики практически не пострадало. Однако огонь успел основательно пройтись по оборудованию световой и звуковой сигнализации. Его пришлось восстанавливать в течение двух последующих дней. Вернувшись со станции Ковали, Виктор Ильин продолжал работу вместе со всеми. Поэтапно запускали контроль положения стрелочных переводов, работу светофоров, отлаживали смену направлений движения в режиме ремонта пути. На следующий день после возгорания профсоюзная первичка Сковородинской дистанции СЦБ организовала для бригады надёжности горячее питание. Предприятие в едином порыве было готово сделать всё для того, чтобы устранить аварию в кратчайшие сроки.

– Несмотря на изнуряющие условия и бессонные ночи, никто не бросил свою работу, – вспоминает Григорий Тюкавкин. – Два руководителя дистанции, два начальника участков, шестеро электромехаников, старшие электромеханики и электромонтёр напряжённо работали. Двое суток не спали, но всё-таки пустили движение в соответствии со всеми требованиями к работе оборудования.

И всё же полностью завершить отладку оборудования после проведения всех наблюдений удалось только спустя две недели. После этого лишь копоть и запах гари напоминали о случившемся.

Виктор Алексеевич рассказал, что в его 34-летней работе в хозяйстве автоматики и телемеханики такой случай произошёл впервые. Хотя со сложностями приходилось сталкиваться неоднократно, за что он и имеет множество наград. Кроме многочисленных грамот и благодарностей от руководства дороги, службы и дистанции, а также денежных поощрений, он в своё время был награждён памятным знаком «110 лет Забайкальской железной дороге» и знаком «Лучший общественный инспектор по безопасности движения ОАО «РЖД». Кстати, такую награду вручают только за особые заслуги. Ведь общественный инспектор, кроме основной работы, должен постоянно отлучаться в дальние поездки во внерабочее время, осматривать и замечать неисправности и недочёты даже там, где это не касается его направления работы. А делать это лучше, чем другие – особенная заслуга.

Безопасность движения поездов – это самое главное, на чём фокусируется внимание всех работников железнодорожного транспорта. И заботу о безопасности каждый проявляет по-своему, в зависимости от ситуации. Кто-то, ведя грузовой поезд весом 7,1 тыс. т, останавливает его за секунды до опасности, заметив серьёзное нарушение в строении пути. Кто-то при осмотре вагонов прибывшего на станцию поезда обнаруживает едва не разваливающуюся в результате повреждения боковую раму колёсной тележки. А кто-то просто ежедневным бдительным трудом и стремлением выполнять его максимально качественно повышает уровень надёжности железнодорожного оборудования. Виктор Алексеевич Ильин – это один из тех людей, на которых могут равняться все его многочисленные коллеги.

Он вырос с мечтой стать работником железной дороги и иметь дело со сложным оборудованием. После школы в 1981 году поступил в Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта на факультет «Автоматика, телемеханика и связь». Окончив его в 1986 году, пришёл работать на пост ЭЦ станции Талдан Магдагачинской дистанции сигнализации, централизации и связи. Прошёл путь от электромонтёра до начальника участка. И на каждой ступени профессионального роста проявлял себя как ответственный и умеющий отдавать себя делу полностью человек.

Сейчас Виктору Алексеевичу уже 56 лет. В силу своих должностных обязанностей он руководит работой четырёх линейных цехов дистанции, непосредственно отдаёт распоряжения старшим электромеханикам, осуществляет проверку устройств и перегонов, занимается организацией технической учёбы, проводит проверки схем электрооборудования. За годы своей работы он застал несколько этапов модернизации оборудования СЦБ, имеет огромный опыт пусконаладочных работ и обслуживания всего спектра оборудования, которое используется в хозяйстве автоматики и телемеханики. Он – постоянный участник конкурсов профмастерства и викторин на знание правил технической эксплуатации железнодорожного транспорта. Знает наизусть устройство всех релейных шкафов, рельсовых цепей, сигнальных точек. Люди с таким опытом работы поистине незаменимы.

В настоящее время грядёт новое переоснащение хозяйства ЖАТ Забайкальской железной дороги. Новые технологии интервального регулирования движения поездов и подвижного блок-участка задают коллективам дистанций СЦБ повышенные требования к профессиональным знаниям и умениям. И здесь опыт работы Виктора Ильина окажется весьма кстати.

Важной чертой его характера является основательность. Всё, за что Виктор Алексеевич берётся, он делает с полной самоотдачей и осознанием того, зачем ему это нужно и какую ответственность он на себя принимает.

За оперативно принятые меры по тушению и восстановлению устройств поста ЭЦ на станции Ульручьи Виктор Ильин в числе участников аварийной бригады был представлен к поощрению от начальника Забайкальской дирекции инфраструктуры. Если действия работника можно с полным правом назвать подвигом, то он достоин того, чтобы быть отмеченным.

Автор: Константин Чиров