Любые грузы по плечу Звезда

Любые грузы по плечу

Алексей Голов, машинист 1-го класса эксплуатационного депо Минеральные Воды

Алексей Голов  накануне Дня компании был удостоен знака «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД»

Алексей по праву считается одним из лучших в своём структурном подразделении Северо-Кавказской дирекции тяги. Он яркий представитель трудовой династии машинистов, родоначальником которой был его отец – опытный машинист Владимир Голов, начинавший трудиться за правым крылом локомотива ещё во время Великой Отечественной войны.

Самые яркие впечатления детства у Алексея связаны с локомотивным депо, где приходилось работать с огоньком и в прямом, и в переносном смысле слова, и от слаженности бригады зависело очень многое.

Алексей хорошо помнит, как папа однажды взял его с собой в поездку. Какую гордость мальчик тогда испытал, сколько впечатлений получил! Ещё бы, его сверстники могли об этом лишь только мечтать. А он уже представлял себя в кабине локомотива. Так что выбор профессии сына был как бы предопределён.

В депо он трудится уже 22 года – и на манёврах, и на поездной работе, одно время был машинистом-инструктором. Как и отец, всё это время трудится на участках Минеральные Воды – Прохладная и Минеральные Воды – Будённовск.

Так что можно сказать, что знает здесь каждый камешек и каждую шпалу.

– Профиль пути у нас сложный, много спусков и подъёмов, кривых, порой машинист видит хвост своего поезда,– рассказывает Алексей. – Теперь все премудрости вождения освоил и мой сын Вадим, который трудится со мной на этом же участ­ке.

Первое, на чём заострил в своё время внимание Алексей, обучая сына, была конструкция локомотива. Затем объяснил необходимость изучать инструкции. И кропотливо, шаг за шагом посвящал его в тонкости профессии, предостерегал от различных ошибок.

К ним относится, в частности, любое отвлечение внимания и потеря бдительности, которые могут повлечь за собой опасные последствия. Поэтому важно соблюдать регламент переговоров и минуту готовности, постулаты охраны труда, правила подъёма на локомотив и спуска с него, обслуживания тепловоза.

Важно не только научить, но и проверить усвоенное.

– Машинисту ни в чём ошибаться нельзя, – считает Алексей. – Трудиться приходится под постоянным психологическим напряжением. От беды спасают чёткое знание инструкций и быстрота реакции, приходящая с опытом.

А если возникла сложная ситуация, то, как советовал когда-то Алексею один из старых машинистов-паровозников, надо взять сигарету и покурить, и тогда правильное решение придёт. Алексей уже давно не курит и другим не советует, но пример ветерана – взять паузу, чтобы досчитать до 10 и внутренне собраться, – часто срабатывает. Любое действие, говорит машинист, должно быть осознанным.

Особенно во время ЧП.

Памятны случаи, когда он сам предотвращал большие беды, обнаружив неисправности, угрожающие безопасности движения. Их за десятилетия труда было немало. Это возгорание оборудования на локомотиве, разрушение буксового узла, повреждение вала.

Эти моменты, когда на линии были тепловозы старых моделей, он вспоминать не любит: говорит, что тяжело. Но всё же подробно и безошибочно перечисляет свои действия в случае возгорания турбокомпрессора локомотива при отправлении со станции Новая Жизнь.

В тот раз, благодаря грамотным действиям машиниста, всё закончилось хорошо: несмотря на пожар, поезд, полностью состоящий из цистерн с нефте­продуктами, удалось доставить к месту назначения с помощью прибывшего на место происшествия другого тепловоза и, возможно, спасти не одну человеческую жизнь.

Однажды пришлось участвовать в тушении локомотива на линии...

Он помнит, как на перегоне Зольская – Аполлонская произошло разрушение буксового узла в вагоне приписки Азербайджанской железной дороги. Движение на участке было полностью остановлено. Согласно инструкции, была вызвана бригада ремонтников. В итоге вагон был с низкой скоростью доставлен до станции.

– Алексей – настоящий профессионал во всём, – говорит о нём машинист-инструктор колонны Александр Веснин.– При ведении поезда правильно реагирует на сигналы и управляет тормозами, выполняет действующие инструкции и приказы, учитывает предупреждения об ограничении скорости на участ­ках и множество других нюансов.

Наверное, не случайно Веснин выбрал Алексея Голова в качестве наставника для своего брата Ильи, также теперь работающего в депо. Свой опыт Алексей всегда охотно передаёт молодым коллегам – машинистам и помощникам машинистов тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Минеральные Воды, которые, по его твёрдому убеждению, являются ведущим звеном в обеспечении безопасности движения.

Его, как и многих машинистов со стажем, очень волнует вопрос: кто завтра поведёт поезда? Именно такой связью поколений всегда была сильна железнодорожная отрасль.

– Скольких «обкатал» за свою трудовую жизнь, и не перечислить, – говорит наставник. – За последнее время подготовил к самостоятельной работе несколько человек, в том числе – Андрея Тарасенко, Александра Ткачёва, – перечисляет Алексей Голов.

Важно, убеждён он, дать молодым помощникам такую же подготовку, как и раньше, когда этот процесс мог длиться годами. По-прежнему от ответственности, бдительности и профессионализма бригады зависят не только сохранность грузов и подвижного состава, но и жизни людей.

Голов берёт молодёжь под своё крыло, обучает, контролирует производственную дисциплину. И так хорошо, как он, немногие смогут объяснить новичкам все нюансы, связанные с безопасностью движения поездов. Одним из важных в своей работе он считает каждодневную экономию топливно-энергетических ресурсов.

Как явствует из статистики эксплуатационного локомотивного депо Минеральные Воды, результаты машиниста растут год от года. Судите сами: если за 2017 год его личный багаж экономии составил 4625 кг, то в следующем этот показатель равнялся 5722 кг, а в 2019-м – 6110 кг.

Доверяют ему и как общественному инспектору по безопасности движения. Ежегодно он проводит до 30 проверок, в ходе которых выявляет немало недостатков. Он уделяет внимание каждой детали и в случае необходимости замечания заносит в протокол. А уж о том, чтобы отследить их устранение, и говорить не приходится.

– Я очень благодарен за поддержку в своей работе начальнику нашего депо Александру Горностаеву, – говорит Алексей Голов.

Алексей за свою трудовую жизнь не раз отмечался грамотами и премиями, награждён знаком «За безаварийный пробег 1 миллион километров», именными часами президента компании, поощрялся благодарностью Министерства транспорта России. А сейчас ему присуждена высшая отраслевая награда.

Вот такой он, почётный железнодорожник Алексей Голов, сын и отец машиниста. От отца он взял самое лучшее – скромную преданность однажды избранной профессии, добросовестность в работе, доброжелательность и отзывчивость клюдям.

– Железная дорога – это моя стихия. Я люблю свою работу и иду в депо с удовольствием. Для меня это самое главное, – говорит он.

К слову, наш герой просил не писать о нём «очень хорошо», поскольку искренне считает, что просто делает своё дело, не хуже и не лучше других. Может, он по-своему прав. Но правда и в том, что именно такие люди и составляют кадровый костяк Северо-Кавказской магистрали.

Автор: Марина Кулакова