Опасный манёвр Куйбышевский железнодорожник

Опасный манёвр

Эльвира Сергеева, дежурный по переезду Аксаковской дистанции пути

Профессионализм и бдительность дежурного по переезду Эльвиры Сергеевой помогли избежать столкновения поезда с автомобилем

Вспоминая тот случай, Эльвира Ивановна, дежурный по переезду Аксаковской дистанции пути, не может говорить спокойно: в памяти ещё свежи испытания, которые ей пришлось выдержать.

На дежурство 19 сентября она заступила в ночную смену. Приехала, как обычно, на свой переезд 1445 км, который расположен между станциями Аксаково и Глуховская. Вечер выдался пасмурный, моросил нудный дождь, вдобавок сгустился туман, что создавало опасную ситуацию на дорогах. От дежурного по переезду, как, впрочем, и от водителей, погода требовала особой бдительности. Через два с половиной часа после пересменки произошло неожиданное происшествие.

Эльвира Сергеева помнит всё по минутам.

В 20.33 она зашла в будку дежурного, для того чтобы доложить об обстановке диспетчеру. Краем глаза по привычке следила через окно за движением автотранспорта, как вдруг заметила тот злополучный автомобиль – как выяснится впоследствии, это была красная «Лада Калина». Машина ехала со стороны станции Глуховской и заставила дежурного насторожиться.

«Переезд у нас очень оживлённый, нужно смотреть в оба, – объяснила Эльвира Ивановна. – В сутки через него проходит около 8 тыс. автомашин и 192 поезда. Хотя всё оборудование для безопасности на переезде есть – и автоматические шлагбаумы с сигнализацией, и заградительные устройства УЗП, – всё же нарушители дорожного движения попадаются. Вот и легковушка мчалась на всех парах, как на пожар, что и привлекло моё внимание».

Предчувствие опытного дежурного не подвело. «Калину» неожиданно повело в сторону, и она на полной скорости съехала в кювет перед направляющими сигнальными столбиками. Раздался громкий хлопок: от удара машина перелетела с нечётного на чётный путь и забуксовала передними колёсами прямо в колее.

«Водитель так спешил, и я невольно подумала, что он пост дежурного снесёт, – вспоминает Эльвира. – Хотя проезд был ещё открыт и ничто не мешало автомобильному движению. А от хлопка я сильно вздрогнула, испугалась, как бы машина не взорвалась».

Но мешкать было некогда, счёт шёл на секунды, так как с двух сторон к переезду уже приближались грузовые составы. Эльвира Сергеева предприняла все меры, чтобы избежать аварии. Как учили по инструкции, применив правило трёх секунд, сорвала пломбу, включила заградительную сигнализацию. Как только закрылись шлагбаумы, по рации передала машинистам предупреждение о препятствии на пути, связалась с дежурной по станции Аксаково. Движение по чётному и нечётному путям было приостановлено. Сообщение поступило своевременно: грузовые поезда остановились в считанных метрах от переезда.

Следующий шаг, который предстояло сделать дежурному по переезду, – это устранить препятствие на пути.

«На помощь мне пришли водители проезжавших мимо машин, а также оперативно подъехавшие к месту ЧП начальник участка и дорожный мастер Аксаковской дистанции пути, – рассказала Эльвира Ивановна. – Вместе мы, человек десять, подложив под колёса брусья, сначала вытащили автомобиль в междупутье, а потом транспортировали его в безопасное место. На устранение препятствия ушло 16 минут, и уже в 20.49 через переезд возобновилось движение.

В ожидании сотрудников госавтоинспекции и транспортной полиции Эльвира Ивановна успела провести нравоучительную беседу с нарушителем. Водителем «Лады Калины» оказался молодой человек лет двадцати, причём в абсолютно трезвом состоянии. Свой поступок нарушитель объяснил тем, что угодил в глубокую лужу и на скользкой дороге потерял управление.

Дальнейшие подробности своего опасного манёвра молодой человек рассказывал подъехавшим сотрудникам госавтоинспекции и транспортной полиции.

На незадачливого водителя составили административный протокол, и теперь ему грозит крупный штраф и лишение водительских прав на длительное время.

За 23 года работы дежурным по переезду такой случай у Эльвиры Сергеевой произошёл впервые. Начинала свой трудовой путь на «железке» она на переезде 13 км Белебеевской ветки, потом её перевели на главный ход, переезд 1445 км.

«Так получилось, что в моей работе был четырёхлетний перерыв, я занималась воспитанием внуков, – пояснила Эльвира, – а когда поставила их на ноги, в июле этого года вновь вернулась на родной переезд. Работу свою я очень хорошо знаю и люблю. ДТП на переезде с участием автомашин у меня случались не раз, но чтобы кто-то застрял на путях – это впервые. Скажу честно: испугалась сначала, но быстро взяла себя в руки. Главное для дежурного – не растеряться, всё выполнять по инструкции».

На железную дорогу Эльвира Сергеева пришла случайно, потому что первая её профессия – бухгалтер. «Я родилась в большой семье в Альшевском районе Башкортостана, – говорит она. – Была самой старшей из пятерых детей. Окончила бухгалтерские курсы, начала работать рано, чтобы помочь родителям. Потом вышла замуж, родила двоих детей, уехала с семьёй в город Белебей. Так вышло, что в семье у нас все нефтяники. А работу на железной дороге мне предложил двоюродный брат мужа, который работал электромехаником СЦБ. Меня в ту пору интересовал вопрос трудоустройства после декретного отпуска, и предложение родственника пришлось очень кстати. Так с его лёгкой руки и переквалифицировалась в дежурные по переезду. На своё первое дежурство заступила в 1994 году и с тех пор прикипела к «железке».

Руководство Аксаковской дистанции пути вышло с ходатайством к руководству Куйбышевской дороги о поощрении Эльвиры Сергеевой, чьи профессионализм и грамотные действия на переезде помогли предотвратить серьёзную аварию.

Приказом начальника Куйбышевской дирекции инфраструктуры от 9 октября за высокую гражданскую ответственность при исполнении служебных обязанностей Эльвире Сергеевой объявлена благодарность с выплатой единовременного поощрения.

Автор: Александр Савенков