Сорок лет с магистралью
Михаил Царик, мастер моторвагонного депо ЛобняВ преддверии Дня компании мастер моторвагонного депо Лобня Михаил Царик получил из рук начальника Московской дороги Михаила Глазкова знак «За безупречный труд на железнодорожном транспорте. 40 лет».
Депо Лобня – родное предприятие не только для Михаила, но и для его отца Виктора Царика, который работал там с момента основания депо и до ухода на пенсию сначала помощником, а потом машинистом электропоезда.
«Ещё мальчишкой я заслушивался и вдохновлялся рассказами отца о его поездках. А когда поезд стоял в тупике на стоянке, бывало бегал к нему на работу, впитывал атмосферу «железки»... Кажется, у меня никогда не было ни малейших сомнений в выборе собственной профессии. Я сразу решил для себя, что, когда вырасту, буду, как папа, водить электропоезда. Отец был в этом смысле непререкаемым авторитетом. Я видел, как он ответственно готовился к работе, не позволял себе никаких излишеств, следил за своим здоровьем, и я гордился им», – рассказывает Михаил Царик.
Сын пришёл в моторвагонное депо Лобня в 1979 году сразу после службы в армии. Служил в Германии в артиллерийском полку, был командиром отделения по ремонту бронетанковой техники. «Армия мне дала много, – вспоминает Михаил. – Пришлось быстро повзрослеть. Там воспитывалась ответственность. Узнал, что такое настоящие товарищеские отношения, взаимовыручка, и обрёл первых настоящих друзей. Мысль стать железнодорожником и пойти по трудовым стопам отца не покидала всё время службы».
Когда оформился на работу в депо, у него не было профильного образования. Молодого человека поставили проводником электропоезда с испытательным сроком в два месяца, чтобы пригляделся.
«Работа проводником электропоезда познакомила меня, что называется, с азами. В обязанности проводника входило отслеживать посадку и высадку пассажиров последних шести вагонов хвостовой части состава, подавать сигнал на отправку и многое другое. Эта моя работа, впрочем, только утвердила желание следовать выбранной профессии машиниста», – рассказывает Михаил Царик.
Он успешно сдаёт экзамены и становится помощником машиниста. Одновременно с началом своей трудовой деятельности в депо Михаил поступает в Ховринский железнодорожный техникум на заочное отделение по специальности «электроподвижной состав».
Знаковым и щедрым на события для Михаила стал 1984 год. Он окончил техникум с красным дипломом и женился. С будущей супругой, к слову, познакомился, когда проходил очередную медицинскую комиссию в поликлинике в районе столичного Савёловского вокзала. К фельдшеру тогда зашла дочь Ирина, которая и стала второй половинкой. Поженившись, переехали в город Долгопрудный, где сейчас и живёт мой собеседник. В том же 1984 году он наконец получает права на управление электропоездом. Так осуществилась детская мечта.
Михаил Царик водил электропоезда с 1984 по 2016 год, три из них работал в качестве машиниста-инструктора. Потом два года работал мастером, а в этом стал слесарем 6-го разряда цеха приборов безопасности.
«Вот и получается, что уже более 40 лет на стальной магистралии, и не было такого ни разу в моей жизни, чтобы я пожалел, что когда-то так упорно следовал своей детской мечте, – говорит Михаил Царик. – Продолжаю семейные трудовые традиции. Уверен, что отец, который всегда был и остаётся примером, мной бы гордился».
Любовь Михаила к железной дороге и поездам вылилась ещё и в хобби. С юношества он увлёкся собиранием марок с изображением железнодорожной техники. Собирал также иллюстрации из газет и журналов, фотографии разных типов поездов. Отчасти делал это из познавательного интереса: читал, изучал, делал вырезки, собирал материалы о новой технике и следил за развитием технологий железнодорожного транспорта.
Сегодня своим многолетним опытом Михаил щедро делится с молодыми работниками депо. Сослуживцы относятся к нему с уважением.
«Есть люди, на которых всё держится. Михаил Царик из таких. Ответственный профессионал, что ещё сказать. Всегда годов решить любую, даже самую нестандартную задачу. Человек слова, сказал – сделал. И молодёжь учит так же относиться к професиии и своему делу», – говорит заместитель начальника моторвагонного депо Лобня по ремонту Станислав Соколов.
«Было время, когда Михаил Царик был у меня руководителем, – говорит заместитель начальника моторвагонного депо Лобня по кадрам и социальным вопросам Александр Маслов. – Я тогда работал под его руководством машинистом, а он был машинистом-инструктором. Вспоминаю ответственность, добросовестность и неравнодушие, с которыми он всегда подходил к делу. Переживал за всё, что происходило в депо, как за своё личное».
Приказом генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова за достижение высоких и стабильных результатов в профессиональной деятельности и значительный вклад в повышение эффективности работы железнодорожного транспорта мастер моторвагонного депо Лобня Михаил Царик был награждён знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте. 40 лет». В минувший понедельник награду ему вручил начальник Московской дороги Михаил Глазков.
«Приглашение в управление дороги и награждение по случаю Дня компании стало для меня знаменательным событием, – говорит Михаил Царик. – Это всегда радость, когда твой труд отмечают на столь высоком уровне».