Всегда на связи Октябрьская магистраль

Всегда на связи

Андрей Куликов, старший электромеханик Тверского регионального центра связи (РЦС-1) Октябрьской дирекции связи

Андрей Куликов организовал устранение повреждения и предотвратил таким образом угрозу безопасности движения поездов

В апреле нынешнего года старший электромеханик Тверского регионального цент­ра связи (РЦС-1) Октябрьской дирекции связи Андрей Куликов на перегоне Сонково – Красный Холм, заметив аварийное состояние деревянной опоры воздушной линии связи, организовал устранение повреждения и предотвратил таким образом угрозу безопасности движения поездов.

Андрей Куликов трудится на железной дороге почти четверть века. В его трудовой книжке всего одна запись: устроившись в 1995 году в Медведевскую дистанцию сигнализации и связи Бологовского отделения Октябрьской железной дороги на должность электромеханика в цех радиосвязи, Куликов с тех пор так и трудится на этом предприятии, теперь переименованным в РЦС-1.

Вся его профессиональная жизнь посвящена связи: окончил Рыбинскую авиационную академию по специальности «Конструирование и технология радиоэлектронных средств», в армии служил в военно-воздушных силах радистом в вертолётном полку – управлял радиолокационными системами, помогая вертолётам совершать безаварийную посадку. «Получив высшее образование, я у себя в городке был единственным, кто с компьютерами на короткой ноге», – вспоминает Куликов. Сейчас он – один из опытнейших сотрудников предприя­тия. Он и электромеханики Александр Жогин и Иван Галкин, с которыми Куликов работает плечом к плечу уже более десяти лет, состоят в специализированной ремонтно-восстановительной бригаде № 51 (РВБ-51).

«Мы обслуживаем устройства цифровой связи на участке Савёлово – Весьегонск – Сонково – Брусово и ещё ветку на Углич», – поясняет Куликов. Так, на плечах трёх человек лежит ответственность за выполнение особо сложных технологических операций на 420 км пути и исправное состоя­ние современнейшего сложного цифрового каналообразующего оборудования, устройств оперативно-технологической связи для управления движением поездов, а также поездных радиостанций и телефонии. Связисты занимаются тех­обслуживанием оборудования – конфигурируют устройства, программируют их, обеспечивают бесперебойное функционирование.

«Оборудование без «зашитой» программы – просто «железо». Мы устанавливаем специальное программное обеспечение, чтобы устройства выполняли определённые цели и задачи, – поясняет Куликов. – Ещё одна составляющая нашей деятельности – содержание и обслуживание волоконно-оптической линии связи, то есть кабеля (ВОЛС)», – добавляет Куликов. Его разрыв или повреждение повлечёт за собой потерю связи у диспетчеров, дежурных по станции и машинистов. Но опытные связисты знают: чтобы не допустить форс-мажор, связь нужно резервировать. «Мы делаем так, чтобы оборудование работало даже в случае серьёзных повреждений», – говорит Андрей Николаевич.

Десятое апреля нынешнего года выдалось солнечным и тёплым. Коллега из РВБ-55 попросил Куликова помочь с покраской коммутационных стоек перегонной связи (СКПС). «Эксплуатационным обслуживанием 420-километрового участка занимаются четыре цеха, и все мы дружим, взаимовыручка для нас – дело обыкновенное: сегодня о помощи попросили меня, завтра попрошу я, и знаю, что коллеги мне не откажут», – говорит Куликов.

Вместе с электромехаником Максимом Терентьевым они в семь утра отправились из Сонково в Красный Холм на пригородном поезде, вышли на остановочном пункте 278 км, чтобы покрасить СКПС на участке до Красного Холма – это чуть более 10 км. Следуя по перегону, связисты обнаружили, что деревянная опора воздушной линии связи покосилась и вот-вот рухнет прямо на путь. «Вижу – держится буквально на честном слове. Ещё немного и окажется на путях», – вспоминает Куликов. Несмотря на то, что зима в этом году выдалась аномально тёплой и практически бесснежной, участок обслуживания Анд­рея Николаевича затопило, да и сама местность, по словам Куликова, сложная, болотистая.

«Снег сошёл, «потянул» землю за собой, вот опоры и покосились, – рассказывает он. – Инструментов для устранения такого повреждения у меня с собой не было, только краска, трубка перегонной связи и отвёртки, бокорезы». Действовать нужно было оперативно: удостоверившись у диспетчеров ближайших станций, что поездов не предвидится и предупредив их о внештатной ситуации, Куликов тут же вызвал на подмогу коллег – электромеханика Александра Жогина из своей бригады и Алексея Орлова из РВБ-55. Куликову повезло: товарищи оказались на базе в Сонково, поэтому с водителем Игорем Крыловым они смогли доехать до места повреждения всего за полтора часа. «Хорошо, что они близко были, а ведь могли уехать далеко на другой участок», – поясняет Куликов. Он сказал, какие инструменты взять – пилы, цепи, верёвки, что нужны болотные сапоги для работы на затопленной земле, ножницы по металлу для удаления проводов. В течение пяти часов они вчетвером демонтировали 20 де­ревянных опор, пять наиболее опасных из них – в первую очередь. «Если уж приехали, то нужно поработать продуктивно. Бессмысленно ехать ради одной опоры. Поэтому мы заранее убрали те, которые впоследствии могли бы стать угрозой для безопасного движения поездов», – улыбается Андрей Николаевич. Демонтированные опоры уложили вдоль путей, распилили на пенёчки, которые складировали на без­опасном расстоянии от железнодорожных путей для последующего вывоза, а провода обрезали кусачками. «Демонтировать опору не так-то просто – наверх человека не пошлёшь провода обкусывать, а сама проволока натянута как струна, поэтому один человек её должен держать, другой – резать, чтобы она не отлетела и, например, в глаз не ткнула», – объясняет Куликов.

Руководство о нём отзывается только самыми тёплыми словами. «В моём представлении Андрей Николаевич – настоящий железнодорожник. Бывают люди, которые отработают свою смену и считают, что после них – хоть потоп, а Андрей Николаевич всегда на связи – в какое время ему ни позвони – ответит на все вопросы и подскажет, что делать. За всё время нашей совместной работы, а это более 10 лет, к его работе не было ни одного нарекания. Доверяем ему сложнейшие операции, потому что уверены в его компетентности. Поэтому профсоюз избирал его общественным инспектором», – говорит заместитель начальника РЦС-1 Алексей Хамицкий. При этом и он, и сам Куликов считают ситуацию обычной, ведь выявлять и оперативно устранять неисправности, непосредственно влияющие на безопасность движения – задача каждого железнодорожника. «Заслуга Андрея Николаевича в том, что он выступил главным организатором ремонтно-восстановительных работ: всех собрал и сам принял активное участие в устранении повреждения, в то время как можно было просто доложить и идти дальше красить СКПС. Так поступают настоящие профессионалы», – добавляет Алексей Владимирович.

В который раз Андрей Николаевич убедил меня в том, что настоящие герои – самые скромные люди. Куликова очень удивил мой звонок. «Октябрьская магистраль? А это не розыгрыш?», – спросили на том конце провода. – Я даже не знаю, что сказать, не люблю о себе рассказывать. Ничего особенного, просто работа».

Автор: Ольга Беляева