Такие и нужны Транссиб

Такие и нужны

Елена Ланьшина, дежурный по станции Падунская

Железнодорожница рассказала, как на станции использовали «живую» блокировку

Елена Ланьшина, дежурный по станции Падунская, больше 30 лет проработала на железной дороге. Как наставник она поделилась методом подготовки молодых сотрудников и рассказала, почему цифровые технологии мешают воспринимать новую информацию.

Елена Павловна не из тех, кто с детства мечтал попасть на железную дорогу. Напротив, составы, огромной махиной проносившиеся мимо, вызывали настоящий страх. И уж точно никто не смог бы уговорить её пролезть под стоящим на станции поездом. Друзьям, прошмыгнувшим для экономии времени между вагонами, приходилось ждать, пока Елена обойдёт поезд вокруг. Теперь специалист вспоминает об этом с улыбкой. Кто же мог знать, что после замужества она станет частью железнодорожной семьи.

– Мой муж работал машинистом тепловоза, а свекровь – дежурным по станции. После свадьбы мы переехали в Падунскую, поселились в бараке, где, в основном, жили железнодорожные семьи, – вспоминает труженица магистрали. – Посёлок здесь небольшой, поэтому вариантов работы было немного. Мне предложили занять место билетного кассира, которая ушла в декретный отпуск. В итоге, мне понравилось работать в транспортной отрасли, особенно пленил коллектив – дружный во все времена.

За годы на железной дороге Елена Ланьшина также попробовала себя в качестве товарного кассира, приёмосдатчика груза и багажа. Но специальность дежурного по станции пришлась ей особенно по душе. В первую очередь, она позволяет постоянно общаться с разными людьми, узнавать что-то новое. Елена Павловна убеждена: на железной дороге работает множество интересных личностей, с которыми приятно обменяться мнениями и опытом. В частности, профессиональному росту способствуют курсы повышения квалификации, где полезную информацию получаешь не только от наставников, но и от товарищей с более крупных станций.

Что касается самой работы, специалист не скрывает – она довольно напряжённая. От дежурных по станции требуется постоянно быть сфокусированными и быстро переключаться с одного предмета на другой. Впрочем, начальник станции Падунская Елена Аршинцева считает, что у её коллеги математический склад ума, да к тому же ещё и «мужской».

– Она такой человек, которому надо докопаться до сути. Не приступит к делу, махнув на всё рукой – мол, в процессе разберусь. Каждая мелочь в работе должна быть на своём месте. Математический склад ума позволяет ей легко воспринимать техническую литературу, инструкции, быстро их усваивать. Она очень грамотный специалист и трудолюбивый человек. Даже если позвонить ей ночью и вызвать на работу, она входит в положение и действует, как профессионал, – поделилась Елена
Аршинцева. – Елена Павловна не только прекрасный работник, любимая бабушка, хорошая хозяйка, но и грамотный наставник. К ней всегда можно обратиться за советом, а накопленный опыт позволяет ей обучать даже тех ребят, которые приходят без профильного образования.

За свою трудовую жизнь Елена Ланьшина с нуля обучила четверых дежурных по станции, а также помогала адаптироваться тем специалистам, которые перевелись из других подразделений. Прежде всего, говорит она, молодому железнодорожнику необходимо досконально изучить документацию станции, понять, в чём её специфика. Именно этот этап вызывает больше всего сложностей. Отчасти здесь сказывается распространение цифровых технологий. Постоянное использование социальных сетей и даже электронных изданий мешает усваивать большой объём информации. Поэтому работница магистрали рекомендует своим ученикам изучать инструкции с бумажного носителя. Это исключит возможность переключения между вкладками и позволит полностью сосредоточиться на содержании.

– Конечно, бывалые работники привыкли к печатным документам. Нас с детства приучали читать книги, и такие привычки остаются на всю жизнь. Молодые специалисты выросли с другим складом ума. Им приходится гораздо больше объяснять, чем людям старшего возраста, но учить всегда проще, чем переучивать. Они достаточно быстро впитывают всё, что им рассказываешь, – поделилась железнодорожница. – Когда документальная база изучена, можно выходить в «поле» – на пути, а уже потом переходить непосредственно к пульту. У молодого специалиста должна сложиться целостная картина, все действия соотноситься с инструкциями. Приятно, что молодёжи нравится их работа. Они приходят не потому, что им некуда устроиться. Просто именно здесь они хотят реализоваться. Такие люди и должны работать на дороге.

Иногда Елена Ланьшина спрашивает у своих учеников, что такое «живая» блокировка. Ответа на этот вопрос молодые специалисты не знают. Но для работницы магистрали термин неотрывно связан с историей, которая произошла на Падунской в 1990-е годы. Стояла зима, и основное здание на станции отапливали углём. Когда котельная загорелась, была середина ночи. Огонь быстро распространился, поглощая метр за метром. К счастью, большую часть здания удалось спасти, но железнодорожники практически остались без связи. Единственная рация была у дежурного по станции, который мог связаться с поездными диспетчерами.

Когда пожар потушили, всех сотрудников, находившихся дома, вызвали на станцию. Они вышли к путям, чтобы управлять движением вручную и подавать сигналы машинистам. При этом все стрелки закрыли на замок, составы пропускали только по прямой. Стоять целый день на морозе без возможности обогреться и перекусить было тяжело.

– Голодная и уставшая, в 8 часов вечера я вернулась не домой, а на своё рабочее место. Всё, что вышло из строя, за сутки восстановили. Благодаря сплочённой работе разных служб, мы смогли достойно выйти из этой ситуации. Мне кажется, она показывает, насколько железнодорожники ответственно подходят к своему делу, – отметила Елена Павловна.

Автор: Дарья Доротова