Транссиб

Доктор электричек

Андрей Тюнякин, слесарь по ремонту подвижного состава моторвагонного депо Новосибирск

Новосибирский железнодорожник в совершенстве владеет технологией ремонта пригородных поездов всех серий

Андрей Тюнякин.JPG

Когда отдаёшь железной дороге всю жизнь, а уже тем более сохраняешь верность одной профессии, награда не заставляет себя ждать. Слесарь по ремонту подвижного состава моторвагонного депо Новосибирск Андрей Тюнякин пришёл работать на дорогу в 1979 году, а 31 июля года нынешнего, накануне Дня железнодорожника, руководитель магистрали Александр Грицай вручил новосибирцу знак «Почётный работник Западно-Сибирской железной дороги».

 

На дорогу привели гены

Когда ты являешься частью трудовой династии, велика вероятность того, что пойдёшь по тому же пути, что и твои родственники. Родители Андрея Тюнякина к железной дороге отношения не имели. А вот четыре дяди были машинистами – паровоза, тепловоза и электровоза, да ещё тётушка работала поездным диспетчером, а дед принимал грузы на железнодорожном складе.

Немудрено, что гены привели парнишку в локомотивное депо Новосибирск – сюда он пришёл работать сразу после окончания школы. Мечтал стать помощником машиниста и даже учился на специальных курсах при депо. Но стремление молодого человека водить поезда не поддержали врачи – юноша не прошёл медицинскую комиссию. Так судьба привела его в иную железнодорожную специальность – он стал слесарем по ремонту подвижного состава.

Осваивать профессию приходилось в процессе. Помогали наставники. Если что-то было не понятно, Андрей спрашивал, ему подсказывали, и так постепенно втянулся в работу.

Сначала трудился в автоматном цехе – слесарем КИПа (контрольно-измерительных приборов). Потом перешёл ремонтировать электропоезда – это гораздо сложнее хотя бы потому, что приходится иметь дело с напряжением в 3,5 тыс. вольт.

 

Опыт решает всё

На вопрос, что труднее – ремонтировать электрички или электровозы, Андрей Тюнякин лукаво отвечает, что не знает: «Принцип их работы одинаков, просто устройства и электросхемы у них разные».

Однако есть электропоезд, в корне отличающийся от эксплуатирующихся в депо, – серии ЭП2Д. Два таких состава поступили в моторвагонное депо Новосибирск в прошлом году, третий – в начале 2020-го. У них автоматические двери другой конструкции, другое обустройство кабин, внутри – сплошная электроника, да и схемы работают по-другому. Так что слесарям, обслуживающим такие пригородные поезда, приходится перестаиваться в процессе работы. И, как признаётся Андрей Тюнякин, пока трудновато.

У слесаря существует план: провести техническое обслуживание двух электропоездов в смену. Плюс к этому ещё добавляются внеплановые поезда, некоторые узлы и агрегаты которых внезапно выходят из строя. Проблему, как правило, обнаруживают машинисты и их помощники: в поездке «что-то отключается или не включается». В задачу слесаря как раз и входит понять причину неисправности и устранить её. С этим проблем у Андрея Викторовича нет: большой производственный опыт позволяет ему быстро сориентироваться в ситуации. Изучение схем стало для него просто художественной работой: апеллирует он ими совершенно свободно.

Наиболее частые неполадки – электрические: обрыв цепи, проводов. Андрей Тюнякин, можно сказать, работает на передовой, ведь ему приходится иметь дело со сложной низковольтной аппаратурой, которая управляет аппаратурой высоковольтной, то есть она связана с управлением тяговыми двигателями, контакторами, реверсорами. По сути, это «сердце» электропоезда.

После ремонта электрички испытывают. Находя какие-то недоработки, Андрей Викторович говорит коллегам по цеху, на что следует обратить внимание. За эти подсказки те ему очень благодарны.

– Все неисправности и недочёты, как правило, устраняет Андрей Викторович. Можно сказать, на нём всё держится, – признался «Транссибу» слесарь по ремонту подвижного состава Юрий Маркин.

 

Качества профессионала

Отзывчивость – далеко не единственное положительное качество новосибирского железнодорожника.

Сменный мастер Александр Гурин отмечает ещё ответственность и целеустремлённость Андрея Тюнякина:

– Профессионалов такого уровня в депо можно перечесть по пальцам.

Свой опыт почётный работник магистрали передаёт молодому поколению. Часто он является наставником для парней, пришедших, как и он когда-то, в депо сразу после школьной скамьи. Среди его учеников есть и студенты Новосибирского колледжа транспортных технологий имени
Н.А. Лунина. Во время производственной практике «лунинцев» прикрепляют именно к Андрею Викторовичу.

Правда, Тюнякин сетует на то, что молодёжь, желающая брать от жизни всё и сразу, часто бывает разочарована профессией слесаря: слишком она сложная, чем представлялось ранее. А многие молодые слесари стремятся стать помощниками машиниста электропоезда и добиваются успеха на этом поприще.

 

Слесарь–инженер

– Андрей Викторович – очень исполнительный человек, – характеризует железнодорожника заместитель начальника депо по кадрам и социальным вопросам Анастасия Кулагина. – Есть люди, которым нужно ставить задачу по несколько раз, а он понимает всё сразу – очень вдумчивый.

Недаром на счету Тюнякина с десяток различных рационализаторских предложений. Например, он придумал, как увеличить срок службы выключателя дверного управления, начав ремонтировать и восстанавливать узлы пакетников ВУ.

– Ещё у нас есть подвагонное оборудование. Оно находится в ящиках, которые закрываются крышками. А крышки крепятся замками, – рассказывает Андрей Викторович. – Так вот, замки стали часто ломаться – не откручиваться при регулировке, поскольку влага образовала ржавчину. И я придумал, как восстановить работу замка, то есть произвести закрытие крышек.

Сам почётный работник железной дороги называет три слагаемых успешной деятельности в своей профессии: опыт, знания и логическое мышление. Добавим: помноженные на физический труд, заключающийся в работе даже ночью.

Кстати, работу руками новосибирский железнодорожник не променяет ни на какие другие более высокие должности, даже несмотря на то, что имеет высшее инженерное образование. Никогда не сменит и родное депо. Дело близится к пенсии, к тому же Тюнякин уже привык работать в графике «день–ночь–48». Это когда трудишься сначала 12 часов в дневную смену, потом столько же в ночную, а затем двое суток отдыхаешь. На вопрос, как себя приходится взбадривать, работая по ночам, Андрей Викторович отвечает: «Идёшь и сам себе говоришь, что надо сделать, потому что никто за тебя это не сделает».

Полученная накануне Дня железнодорожника награда стала для Андрея Тюнякина неожиданностью:

– Я сейчас вспоминаю себя, молодого и зелёного, когда только пришёл работать в депо и с огромным уважением смотрел на людей с большим опытом работы. И вот теперь понимаю, что спустя три десятка лет такое случилось и со мной – стал таким же опытным и уважаемым, как мои наставники.

Автор: Яна Доля