Октябрьская магистраль

Над обрывом

Константин Бусол и Вадим Волшин, машинист и помощник машиниста эксплуатационного локомотивного депо Мурманск

Бдительность локомотивной бригады не позволила стихии вмешаться в работу железной дороги

ОМ_машинист Бусол и пом маш Волшин.jpg

Машинист Константин Бусол и помощник машиниста эксплуатационного локомотивного депо Мурманск Вадим Волшин – победители конкурса «Вектор безопасности». Благодаря их грамотным действиям удалось избежать возможного крушение поезда.

Рабочий вечер 26 мая был рядовым – локомотивная бригада электровоза 2ЭС5К-402, машинист Константин Бусол и помощник машиниста Вадим Волшин, была вызвана плановой явкой на станцию Оленегорск на 18 часов 25 минут. Здесь их ждал поезд № 8504 с 700 тоннами щебня, который через час, в 19.37, они должны были отвезти на хозяйственные работы на станцию Выходной.

Отправились в рейс. Поезд находился в надёжных руках: Константин Бусол – потомственный железнодорожник в третьем поколении, за плечами – 15 лет опыта вождения поездов. Его дедушка Василий Фёдорович был путейцем, отец – Виктор Васильевич, как и два его брата, 35 лет отработал в дистанции пути. Поэтому выбор профессии для Константина Викторовича был предопределён, и после службы в армии по окончании курсов в 2003 году он пришёл на железную дорогу помощником машиниста, а в 2005-м стал сам водить поезда. В 2006-м он поступил в ПГУПС на заочное отделение, который закончил через шесть лет.

Вадим Волшин пришёл на железную дорогу меньше двух лет назад. После службы в пограничных войсках в Мурманской области по рекомендации брата-железнодорожника он пошёл учиться на курсы помощника машиниста электровоза и тепловоза, и по их окончании осенью 2018 года устроился на работу. Работа сразу понравилась – по словам Вадима, она интересна, заставляет держать себя в тонусе и проявляет в людях лучшие черты их характера.

В дороге не поговоришь – инструкция не позволяет, да и профиль пути в этих местах сложный, поэтому хоть поезд и не слишком тяжёлый, Константин и Вадим в пути следования обратились в зрение и слух. Маршрут подходил к концу: уже прошли блокпост 1391 км, вот-вот будет видна Лопарская. Осталось обогнуть сопку справа, а за Лопарской – Магнетиты, Шонгуй, Выходной. Но на выходе из кривой на пятом пикете 1400 км машинист электровоза обратил внимание на то, что произошло осыпание грунта с правой стороны балластной призмы по ходу движения. Место тут было нетипичным: обычно грунт железнодорожной насыпи покатый, а там, насколько Константин успел рассмотреть, был резкий скос.

«Мы шли со скоростью 50 км/ч, состав был коротким, так что это место мы проследовали быстро, за 15 секунд, – вспоминает Вадим Волшин. – Мы доложили об этом диспетчеру и машинисту встречного поезда, который должен был пройти по этому однопутному участку после нас и стоял в ожидании на Лопарской. Константин доложил, что есть подозрение на осыпание, после чего мы продолжили свой путь».

Как выяснилось позже, профессиональный взгляд машиниста выявил серьёзный дефект. После того как поезд прошёл Лопарскую, диспетчер Захарова приняла решение отправить поезд № 3195 под управлением машиниста Виктора Покровского в сторону Оленегорска, но двигаться с особой бдительностью. В этот момент с ним в кабине машиниста находился и.о. машиниста-инструктора Андрей Губин, проводящий контрольно-инструкторскую поездку по маршруту Мурманск – Оленегорск. Подойдя к потенциально опасному участку, за 500 метров до него они остановили поезд и пошли осматривать железнодорожное полотно, где выявили значительное осыпание балластного грунта.

«Путь здесь искривлён, справа – сопка, а слева в метрах десяти – русло реки Кола. Подойдя к месту, мы увидели, что отрезок одной нитки колеи в 50 «головок» (50 шпал – авт.) со стороны реки оказался подвешенным в воздухе, – вспоминает Андрей Губин. – Очевидно, что основное осыпание грунта произошло после прохождения предыдущего состава. Проехать такое расстояние, да ещё вагонами, гружёными щебнем, здесь было бы невозможно».

Осыпание произошло от того, что в конце весны начались дожди, вызвавшие сильное таяние снега. Теперь мы уже знаем, что через несколько дней паводок на Коле разрушит железнодорожный мост. А здесь, под сопкой, в небольшой низинке скопилось довольно много воды, с другой стороны железнодорожного полотна – обрыв над Колой. Балластная призма постепенно пропиталась водой, грунт подмыло, и земляное полотно от вибраций, вызванных проходом поезда, осыпалось.

Диспетчер осадила поезд Покровского обратно на Лопарскую и вызвала ремонтников. На восстановление железнодорожного полотна были отправлены антиподмывочный и восстановительный поезда, но второй не понадобился, потому что разрушения рельсошпальной решётки не произошло: она лишь немного провисла и не порвалась. Ремонтные работы заняли около четырёх часов, после чего состав Виктора Покровского стал первым поездом, который проследовалл по восстановленному участку. Его прошли осторожно, на скорости 20 км/ч.

«Когда мы прибыли на станцию Выходной с грузом щебня, начальник бригады дистанции пути стал расспрашивать нас об увиденном. Однако оказалось, что он сам знал уже больше нас. От него мы узнали, что там произошло осыпание грунта на протяжённом отрезке пути, – говорит Константин Бусол. – Хорошо, что проблему обнаружили именно мы, идущие в направлении Лопарской, потому что действия машиниста встречного нам поезда при выходе из кривой малого радиуса всё равно бы не уберегли от нештатной ситуации». Сейчас, анализируя характер неисправности, соотнося это с местными условиями, понимаешь, что скорее всего, крушение было бы неизбежно: даже при экстренном торможении и гружёный, и порожний поезд не смог бы вовремя остановиться из-за малого расстояния до опасного места.

Руководитель колонны эксплуатационного локомотивного депо Мурманск, машинист-инструктор Константин Шуманов так охарактеризовал работу своих коллег: «Машинист Константин Бусол и помощник машиниста Вадим Волшин – сплочённая бригада, настоящие профессионалы. Работают без­аварийно, стремясь повысить показатели всей дирекции. Они оказались в нужном месте в нужное время и во внештатной ситуации отработали по инструкции. Одним словом – мастера».

Автор: Алексей Николаев