Спасительный тепловоз Транссиб

Спасительный тепловоз

Валерий Вьюхин, машинист тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Новосибирск

Железнодорожник из Черепаново не оставил в беде двух маленьких мальчиков

Машинист тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Новосибирск, почётный железнодорожник Валерий Вьюхин представлен к присвоению звания «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации». Государственной наградой будут отмечены не только его высокие профессиональные качества, но и неравнодушие, человечность, проявленные железнодорожником в мае.

Эти 33 года, которые Валерий Сергеевич посвятил железнодорожной отрасли, могли сложиться для него совсем по-другому. Службу в армии он проходил в Москве, во Внутренних войсках МВД СССР. Служил сибиряк хорошо, и ближе к увольнению в запас командование предложило ему остаться в рядах защитников правопорядка – пополнить ряды столичных милиционеров. Меж тем, в родном Черепаново Новосибирской области была возможность освоить профессию локомотивщика. Всё взвесив, Вьюхин откровенно ответил сам себе: ни работа в милиции, ни проживание в Москве ему не по душе. Сразу после возвращения на «гражданку» он устроился в локомотивное депо.

– Мой отец Сергей Семёнович был в числе родоначальников электрификации Черепановского узла в 1960-е годы, – рассказывает машинист. – На историческом стенде, установленном на привокзальной площади станции Черепаново, даже размещён его портрет. Вот и я решил продолжить нашу небольшую династию, пусть и в другом хозяйстве. И потом, такой уж я человек, нужно постоянно быть в движении.

В 1980-е годы помощником машиниста локомотива можно было устроиться без обучения – вся учёба была уже на практике. Две недели стажировки – и Валерий Вьюхин уже штатный помощник машиниста. Ещё год – обучение в дортехшколе, сдача на право управления локомотивом и должность машиниста. Сегодня у черепановца второй класс квалификации и обилие поощрений и благодарностей за спиной.

С первых дней работы и по сегодняшний день Валерий Сергеевич трудится в родном Черепаново, в маневровом движении. Неудивительно, что на своём участке он считается одним из лучших наставников для молодого поколения.

– В первую очередь, передаю молодёжи свой практический опыт, – говорит Вьюхин. – Рассказываю, какие инциденты случались у меня за годы работы и как я выходил из ситуаций. Мне кажется, будущим машинистам это важно знать. Но и сам при случае не стесняюсь спросить что-то у более молодых, связанное, к примеру, с локомотивами новых серий. У меня со стажёрами взаимовыгодный обмен: я им – практический опыт, они мне – свежие теоретические знания. Квалификация растёт у обоих.

На хорошем счету машинист на своём предприятии и по экономии дизельного топлива, и как общественный инспектор по безопасности движения. Ежегодно он делает 50–80 записей в Книгу замечаний машиниста о нарушениях, допускаемых работниками других служб.

– Некоторые коллеги относятся к этой деятельности довольно формально, но я осознаю: если на что-то – на первый взгляд, незначительное – закрыть глаза, в будущем по причинно-следственной цепочке это может привести к плачевным последствиям, – рассуждает локомотивщик.

Все эти заслуги были по достоинству оценены в 2018 году, когда начальник железной дороги Александр Грицай вручил Валерию Вьюхину высшую отраслевую награду – знак «Почётный железнодорожник». Но недавний случай, показавший не только профессионализм, но и неравнодушие и человечность нашего героя, стал решающим в представлении его к государственной награде.

В один из майских дней по всему Черепаново разлетелась тревожная новость: пропали два местных мальчика, трёх и шести лет. Братья ушли утром погулять и до позднего вечера не вернулись. Полиция вместе с местными жителями прочесала городок, но детей и след простыл.

В эти сутки Валерий Вьюхин заступил на ночную смену. Первым заданием было забрать вагоны с соседней станции Посевная. Следуя по перегону и заходя в кривой участок пути, машинист буквально на секунду заметил две маленьких фигуры. Два мальчика, один из которых – совсем кроха, стояли на пустыре у путей: замёрзшие, обессиленные, в растерянности, что им делать дальше.

Тепловоз Валерия Сергеевича стал для них настоящим спасением. Железнодорожник забрал пацанов в кабину, обогрел, предложил еды, а вскоре передал полицейским и матери, которая уже было подумала о самом худшем.

Каким образом, а главное, зачем два этих малолетних путешественника ушли за несколько километров от своего города, и что с ними могло бы случиться, если бы не бдительный машинист, осталось загадкой.

– Пытался поговорить с ребятишками, но они почти ничего не отвечали – то ли скромничали, то ли боялись взбучки от мамы за то, что устроили, – смеётся Валерий Сергеевич.

Свободное время машинист старается проводить подальше от города: на рыбалке, охоте, за поиском грибов и ягод. Говорит, ещё с детства привык к тому, что лучший отдых – на природе. Дети Валерия Вьюхина приняли решение не продолжать железнодорожную династию, но вот какая судьба уготована его внучкам – семилетней Дарье и пятилетней Кате – покажет время.

Автор: Александр Матвеев