Своевременный сигнал Забайкальская магистраль

Своевременный сигнал

Роман Лопатин и Александр Кудинов, бригадир Читинской дистанции пути и монтёр пути

Работники Читинской дистанции пути Роман Лопатин и Александр Кудинов, находясь на линии, спасли проходящий поезд от несчастья

Бдительность бригадира Читинской дистанции пути Романа Лопатина и монтёра пути Александра Кудинова помогла предотвратить опасное происшествие. Вовремя заметив задымление ходовой части локомотива проходящего поезда, они уберегли его локомотивную бригаду от неминуемой беды.

Это произошло 20 ноября прошлого года. Бригада путейцев участка Маккавеево производила текущее обслуживание пути. Александр Кудинов стоял сигналистом на участке работ на 6258-м км перегона Макавеево – Дарасун.

– Ещё издали я услышал странный стук от приближающегося поезда, – вспоминает монтёр. – Когда состав начал выходить из ближайшей кривой, я увидел, что между колёсными парами третьей секции электровоза поднялась пыль. Сначала подумал, что это от песка, который при необходимости подаётся под колёса локомотива. Когда поезд приблизился, оказалось, что это не пыль, а дым.

Для того, чтобы колёсная пара электровоза задымилась под воздействием силы трения, поезду необходимо пройти с неисправностью буксового узла не один километр. До ближайшей станции оставалось ещё приличное расстояние.

Заметив задымление, Александр Петрович сразу сообщил по рации о неисправности локомотива своему бригадиру Роману Лопатину, который в это время находился с бригадой на следующем километре перегона.

К тому же, в каком бы хозяйстве ни трудился железнодорожник, его наиважнейшей обязанностью является замечать и сообщать о любых нарушениях безопасности движения поездов.

Но вот ведь в чём проблема – неисправности, угрожающие безопасности движения, замечаешь не часто. Это отмечают многие путейцы, а также работники других хозяйств. ЧП, подобное уже описанному выше, сродни форс-мажору и скорее является исключением. «Так как же отточить свою бдительность в рутине монотонных трудовых будней?» – может спросить любой из нас.

И тут мы выясняем, что бдительность, несмотря на монотонность и многократную повторяемость технологических процессов, как раз и срабатывает на что-то, выходящее из ряда вон. Просто когда слышишь раз за разом звуки проходящих поездов, начинаешь привыкать к их характерным свойствам. Они становятся знакомыми. А всё непривычное «цепляет» слух и заставляет насторожиться. Новичок, пожалуй, не сразу оценит масштабы происходящего. Но опытный работник в полной мере осознаёт, что нужно предпринимать в данном случае. Он знает, что подобное может произойти вследствие того, что колёсную пару заклинило и изредка она, проворачиваясь, постукивает. Могло произойти что угодно. Заклинивание колёсной пары могло повлечь за собой не просто сход поезда, но даже крушение.

В общем, в какой бы должности человек ни работал, общий успех зависит от каждого работника. Снег или дождь, мороз или зной – а показатели нужно выполнять. Причём во всех направлениях одновременно: и по выработке, и по выполнению годового плана дистанции. Но ни в коем случае нельзя забывать и о безопасности движения поездов, ведь от этого зависит сохранение жизни и здоровья людей, а также гарантия доставки перевозимых грузов. Словом, это вопрос престижа российских железных дорог в целом и каждого конкретного предприятия в частности.

– Около 15 лет назад у меня был подобный случай, – продолжил рассказ Александр Кудинов. – Но со связью тогда было не так хорошо, как сейчас. И пока мы пытались сообщить о задымлении в локомотиве, его уже остановили на ближайшей станции.

На этот раз путейцы сработали оперативно. Получив сигнал, Роман Лопатин развернулся навстречу приближающемуся поезду и круговыми движениями красного флажка стал подавать сигнал об остановке. Машинист начал сбавлять скорость, и вскоре поезд остановился.

Роман Лопатин, продолжая действовать строго по инструкции, передал информацию диспетчеру дистанции пути и дорожному мастеру. По пути следования поезда прошли дефектоскописты. Дефектоскопная тележка указала на небольшое повреждение одного из рельсов, устранить которое не составляло особого труда.

А поезд проследовал на небольшой скорости до станции Дарасун, где его приняли на боковой путь.

Оба путейца уже имеют большой стаж работы на железной дороге. Александр Кудинов трудится монтёром пути более 17 лет. Он по праву делится наработанным мастерством с молодыми коллегами. За профессионализм его ценят и уважают в коллективе. Общий стаж работы Романа Лопатина на железнодорожном транспорте составляет 16 лет. Начинал в должности монтёра пути. В те далёкие годы электроники в хозяйстве пути было гораздо меньше, чем сейчас. Никаких тебе контактных болтов, автоматической системы передачи данных дефектоскопов и вагонов-путеизмерителей. Труд работников был намного тяжелее. Затем, в 2010 году, Роман Михайлович был переведён на должность контролёра пути, что способствовало быстрому росту его профессионального опыта. На два года он переводился в механизированную дистанцию погрузочно-разгрузочных работ, но вскоре вернулся в родное хозяйство пути. И, как выясняется, не зря. По возвращении снова пришлось начинать монтёром пути. Но уже очень скоро Романа Михайловича стали ставить на замещение бригадира. И он зарекомендовал себя с лучшей стороны, а потому с мая прошлого года стал штатным бригадиром, возглавив бригаду участка пути Маккавеево.

В коллекции его наград и поощрений несколько благодарственных писем и грамот, в числе которых уже имеется одна от начальника ЗабЖД, а также особое место занимает та, что подписана ещё президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным.

Роман Лопатин отмечает, что на его участке особой текучести кадров нет, а потому коллектив сработался. Он разновозрастной, но все понимают друг друга с полуслова. И, самое главное, со всеми у него найден общий язык. Пожалуй, основным девизом работников маккавеевского участка пути стало слово «Надо». Если надо выполнить показатели безопасности, то все относятся к этому с пониманием и работают на совесть.

Следует отметить, что и Игорь Савёлов, дорожный мастер участка, на котором трудятся Лопатин и Кудинов, тоже человек бывалый. Ещё в 2006 году по итогам работы он был признан лучшим дорожным мастером всей службы пути Забайкальской дирекции инфраструктуры. И в этом есть доля заслуги коллектива. Именно благодаря таким кадрам в Читинской дистанции пути преемственность в обучении секретам профмастерства обеспечивает общий высокий уровень профессионализма.

За проявленную бдительность и оперативные действия по предупреждению угрозы безопасности движения поездов Александр Кудинов и Роман Лопатин удостоены почётных грамот начальника Забайкальской железной дороги. Впрочем, форс-мажорные ситуации в работе наших героев бывают нечасто. В основном рабочие будни состоят из привычных рутинных дел.

И самая напряжённая пора начинается как раз весной. С отступлением морозов активизировались работы по текущему обслуживанию, смене дефектных рельсов, выправке, рихтовке пути. Почти сразу после вручения грамоты начальника дороги Александр Кудинов отправился в очередной отпуск. А вот с Романом Лопатиным нам удалось созвониться лишь в выходной день, поскольку будни у него весьма напряжённые, не до праздных разговоров.

В такой ситуации не каждый найдёт в себе силы выполнять техпроцессы осознанно, а не автоматически. Ведь только обдуманные действия приводят к становлению личности и профессионала с большим опытом. Наши герои, Роман Лопатин и Александр Кудинов, нашли в себе силы и мужество преодолеть рутину и увидеть в своей работе глубочайший смысл, осознать его и применить это осознание на практике. Такие работники – хороший пример ответственного отношения к труду не только для путейцев, но и для всей отрасли.

Автор: Константин Чиров