С большим отрывом Транссиб

С большим отрывом

Дмитрий Манаков, осмотрщик вагонов эксплуатационного вагонного депо Алтайская

Осмотрщик вагонов Дмитрий Манаков «специализируется» на трудно выявляемых дефектах

Осмотрщик вагонов эксплуатационного вагонного депо Алтайская Дмитрий Манаков обнаружил опасный дефект колеса. За последние 15 лет, рассказывает он, в работе произошли значительные изменения, но главным инструментом по-прежнему остаются глаза.

Случай произошёл в декабре прошлого года, когда на станцию Алтайская в парк «А» прибыл для осмотра очередной поезд. Дмитрий Анатольевич объяснил, что на осмотр состава отводится 20 минут. На группу из двух осмотрщиков приходится в среднем 20 вагонов. Постороннему человеку может показаться, что этого времени крайне не достаточно, но у опытного работника, что называется, глаз намётан. Взглянув на обод колеса с внутренней стороны, железнодорожник увидел трещину диной 150 мм.

– Хоть и пишут в рапорте «данная неисправность выявлена путем остукивания колесных пар», все дефекты обнаруживаются при визуальном осмотре, – говорит Дмитрий Манаков. – Конечно, имеет значение, в какое время суток работаешь. Иногда с фонарём трещину проще заметить, если свет падает на колесо под определённым углом. Но я, в основном, выявляю дефекты днём. И это не обязательно трещины, а вообще – неисправности вагонов.

Любой железнодорожник знает, что малейшая трещина – это не потенциальная, а самая что ни на есть прямая угроза безопасности движения. В любой момент под давлением веса и скорости состава она может разрастись и привести к крушению. Поэтому у осмотрщиков существует определённый алгоритм работы: информацию о таких дефектах передают оператору пункта технического обслуживания вагонов. Тот, в свою очередь, даёт команду отцепить вагон и отправить его на текущий ремонт. После замены повреждённой детали вагон возвращают в строй, и он может продолжить путь. А колесо передают дефектоскопистам, которые смогут подтвердить и зафиксировать наличие трещины.

– Дмитрий Манаков значительно выделяется на общем фоне по количеству обнаруженных неисправностей. Условно говоря, среднестатистический осмотрщик в год выявляет 2-3 дефекта, некоторые не находят вообще ничего. В то же время Дмитрий Анатольевич может обнаружить 15 неисправностей. То есть разница огромная. Очень мало работников, у которых такой большой разрыв в показателях, – прокомментировал мастер участка производства Владислав Плющик. – Вагонов много, и за короткий отрезок времени просто физически невозможно тщательно осмотреть каждый из них. Но у Манакова есть опыт и хорошая техническая база, чтобы увидеть совокупность признаков, указывающих на возможную неисправность. Можно сказать, он специализируется на трудновыявляемых дефектах. Поэтому к нему часто обращаются коллеги, а он с удовольствием делится опытом. Он отзывчивый, ответственный и исполнительный работник.

Имея за плечами богатый опыт, железнодорожник не удивился, увидев очередную трещину. Однако один случай из практики осмотрщик вспоминает до сих пор. В 2007 году, в начале своей трудовой карьеры, он обнаружил сквозную трещину боковой рамы тележки вагона. Дефект длиной 95 мм имел «старое происхождение». То есть, по оценке специалистов, буквально назревала катастрофа. Трещину боковой рамы вагонники относят к трудновыявляемым дефектам. Руководители по достоинству оценили действия молодого осмотрщика. Тем же летом Дмитрия Манакова пригласили в Москву, где ему вручили именные часы президента ОАО «РЖД».

За 15 лет работы на магистрали актив железнодорожника пополнился ещё одними часами – от начальника Западно-Сибирской дороги, а также благодарностями и премиями. Вырос и уровень компетенции: к диплому Новосибирского техникума железнодорожного транспорта осмотрщик прибавил документ о высшем образовании. Параллельно с работой он окончил Омский государственный университет сообщения. Около пяти лет замещал инженера по рекламационной работе.

– Естественно, что за 15 лет в профессии осмотрщика вагонов произошли изменения. Раньше мы могли обнаружить трудно выявляемые дефекты при помощи лупы и зеркала, а сейчас есть досмотровые штанги, – рассказывает работник магистрали. – Совершенствуются и принципы осмотра. Например, ужесточились требования по части обмеловки колёсных пар. Нужно заглянуть за каждое колесо и нарисовать там код депо. Это ощутимая нагрузка, но в результате стали выявлять больше неисправностей, а это, соответственно, сказывается на безопасности движения. Кроме того, сейчас на дороге чаще проводятся мастер-классы, форумы, во время которых работники могут обменяться опытом и открыть для себя что-то новое.

Одно за эти годы не изменилось, отмечает железнодорожник, – стабильность, которую даёт железная дорога. Уверенность в завтрашнем дне и конкурентная по меркам Новоалтайска зарплата – вот что важно для человека, который заботится о благополучии своих родных. В семье Дмитрия Манакова двое ребятишек, которые служат главной мотивацией для успешной работы.

– Когда появилась семья, выросла и внутренняя ответственность. Молодой парень может расслабиться, уровень зарплаты не так значим, когда живёшь сам по себе. Сейчас, если вдруг лишат премии, в первую очередь думаешь о детях, – признаётся работник вагонного депо Алтайская. – То же самое и с неисправностями: хочется найти дефект и получить премию – лишняя копейка никогда не помешает. А в наших реалиях каждая такая премия – это ощутимая надбавка.

Автор: Дарья Доротова