Видеть и слышать Волжская магистраль

Видеть и слышать

Анна Савиных, дежурная по переезду Кировской дистанции пути

Дежурная по переезду предотвратила возможный сход вагона грузового поезда

Было два часа ночи, когда Анна Савиных вышла встречать нечётный поезд. В свете прожектора стальные бока цистерн поблёскивали, ритмично сменяя друг друга. Внимательный взгляд дежурной по железнодорожному переезду не уловил ни одного изъяна, но ближе к концу состава из-под вагона вдруг вырвалось снежное облако.

Хвост поезда скрылся за кривой, и Анна тут же бросилась осматривать планку нижней негабаритности в колее пути. «Нет, она в целости, не сбита. Никаких признаков волочения. Что же это такое было?». За сильной позёмкой не удалось разглядеть неисправность, которая наверняка и стала её причиной. Для надёжности Анна прошлась ещё вдоль пути. На снегу параллельно колее тянулась неглубокая борозда. Значит, точно что-то не так. Подняла рацию:

– Ирина Юрьевна! По первому пути прошёл грузовой. Надо осмотреть конец состава, там произошёл выброс снега…

Дежурная по станции Просница передала тревожный сигнал дальше. Поезд № 2431, весом 5828 тонн был остановлен на станции Полой. При осмотре состава локомотивной бригадой у 60-го вагона был выявлен обрыв пояса котла цистерны с правой стороны. В вагоне находился бензин стабильный газовый. Этот случай, произошедший 29 января, наделал немало шума. Анна только успевала отвечать на звонки коллег и руководителей, пересказывая все детали увиденного. А потом, уже под утро, услышала голос начальника Кировской дистанции пути Андрея Скворцова: «Анна Геннадьевна, спасибо вам за работу!» И сразу же все тревоги непростой ночной смены улеглись.

– Конечно, я поволновалась, – вспоминает Анна Савиных. – На моей практике такой случай впервые, а работаю я на магистрали уже 12 лет. Но нам, железнодорожникам, предаваться эмоциям некогда. Берёшь себя в руки и действуешь, как учили. Приятно было услышать слова благодарности от руководителя. Не ожидала личного звонка. Признаюсь, после такого почувствовала значимость своих усилий, захотелось быть ещё усерднее в работе. 

Главный инженер ПЧ Киров Вадим Пономарёв комментирует:

– Обвязка котла полностью опустилась и тащилась по снегу. Последствия могли быть страшные: сход вагона, повреждения обустройств инфраструктуры, человеческие жертвы. Однако благодаря грамотным и оперативным действиям дежурной по переезду удалось всего этого избежать.

Не удивительно. Техническая учёба в дистанции налажена очень хорошо. Квалификационная и психологическая подготовка работников к нестандартным ситуациям ведётся не только с помощью теоретических, но и практических занятий. Именно так формируется осознанная ответственность каждого в деле обеспечения безопасности движения, уверена инженер по подготовке кадров ПЧ Киров Татьяна Петухова.

– Все действия дежурные отрабатывают регулярно, доводят до автоматизма. А работников на переезде 1004 км отмечу отдельно, там трудятся исполнительные люди. Это уже не первое поощрение на их счету. Молодцы девочки!

До того, как вышла замуж, Анна Савиных и понятия не имела, что такое железная дорога. Супруг трудился бригадиром пути на станции Просница и уговорил попробовать свои силы в нелёгком железнодорожном деле. Первый её переезд – нововятский, 970 км. Очень сложный, с бурным автомобильным потоком и железнодорожным движением. Три полосы, машин – река, и ещё поезда. Встретила новенькую опытная наставница Нина Агафонова. Она убедила ничего не бояться, что главное – прикладывать усилия, и тогда всё получится. Здесь Анна впервые увидела большие шпалоподбивочные машины, нагревательную установку «Горыныч»… – наблюдала, как проходит капитальный ремонт пути. Долго привыкала к монотонной работе по пропуску поездов. Вагоны мелькают перед глазами один за другим. Иногда за смену проходит по 100 составов, и до самого последнего из них нужно сохранять высокую концентрацию внимания. В чём секрет?

– На самом деле всё просто, – признаётся Анна Савиных. – Чтобы голова не кружилась, не нужно поезд провожать глазами. Идёт состав, а ты смотришь прямо перед собой, концентрируешься на определённой области, и так в зрительную зону попадают вагоны, один за другим.

Тяжелее, когда дождь: темно и свет от прожекторов бликами отражается на мокрой стали вагонов. А ещё шумно. В таких условиях сложно различить звук неисправности. Не только глазами дежурные по переезду ловят дефекты, но и ушами.

– Услышать можно, например, ползуны, – рассказывает Анна. – Это такой характерный частый и звонкий стук поверхности катания колеса о рельсы. Может быть высыпание груза. Однажды так я обнаружила приоткрытый люк хоппердозатора. Ещё издалека услышала, как будто ливень по железной крыше бьёт. И, действительно, оказалось, что из вагона сыпалось удобрение.

О том, что когда-то сделала свой выбор в пользу магистрали, Анна не пожалела ни на минуту. Здесь она чувствует, что вносит свой вклад в общее важное дело. Ну а сохранять правильный настрой помогает семья, надёжный тыл. Супруг, отдавший дороге 20 лет, понимает Анну лучше всех и всегда приходит на выручку. На улице непогода, снегопад, и он обязательно звонит: «Надо ли приехать, помочь?»

– Вообще у нас на участке у всех мужья помогают чистить снег, потому что практически все они действующие или бывшие железнодорожники. А уж они-то знают, как нам непросто… 
Автор: Алёна Зудина