Пристальный взгляд Куйбышевский железнодорожник

Пристальный взгляд

Татьяна Клишина, сигналист станции Октябрьск


Благодаря бдительности и профессионализму Татьяны Клишиной удалось оперативно среагировать на неисправность подвижного состава и предотвратить аварийную ситуацию


В ночь с 14 на 15 апреля Татьяна находилась на очередной смене. Около трёх часов ночи она закончила раскрепление состава и доложила дежурному по станции о выполнении работ. Тот, приняв её доклад, дал команду машинисту на отправление состава. А сигналист направилась на пост. Когда поезд проходил мимо неё, она заметила неправильное движение одного из вагонов.

«Все остальные шли ровно, а этот, который был в хвосте состава, словно подпрыгивал на рельсах, – рассказывает железнодорожница. – Меня это насторожило, подошла поближе и буквально у меня на глазах, в считанные секунды, произошёл сход колёсной пары. Она начала двигаться уже не по рельсам, а рядом с ними – по шпалам и щебню. Это была серьёзная угроза безопасности движения. Я незамедлительно связалась по рации с дежурным по станции. Тот в свою очередь связался с локомотивной бригадой, управлявшей поездом. Было применено экстренное торможение, состав остановился очень быстро. Нужно было оценить обстановку. Я посчитала вагоны. Тот, в котором обнаружилась неисправность, оказался 47-м с головы состава. Определила, что сошедшая колёсная пара была первой по ходу движения. Кроме этого, записала, на каком участке пути произошло ЧП. Все данные передала дежурному по станции».

Вспоминая о происшествии, она говорит, что испуга не было, хотя реальная опасность для неё была, ведь если бы вагон сошёл с рельсов, её вполне могло бы задеть. Но сигналист поняла, что куда опаснее было бы, не останови она вовремя состав.

В Самарском центре организации работы железнодорожных станций посчитали, что внимательность и оперативные действия Татьяны заслуживают поощрения, и поэтому направили соответствующее ходатайство в Куйбышевскую дирекцию управления движением.

«В обязанности сигналиста вообще-то не входит осмотр движущегося состава. Но как опытный и грамотный специалист, Татьяна Владимировна вовремя и правильно среагировала на произошедшее, – говорит начальник центра Алексей Губанов. – Можно долго рассуждать, что могло произойти, не заметь она вовремя схода колёсной пары. Один из вариантов – тележка колёсной пары могла уйти в негабарит соседнего пути, и когда по нему следовал бы другой поезд, могло произойти столкновение. Либо неисправный вагон дошёл до следующей горловины, на стрелочном переводе тележку бы развернуло, и тогда с рельсов могли сойти уже несколько вагонов. Поэтому благодаря бдительности сигналиста удалось предотвратить возможные последствия, о тяжести которых мы можем только догадываться».

Для Татьяны этот год – юбилейный: исполняется 30 лет как она работает на станции Октябрьск. И все эти годы в одной должности – сигналиста. Сразу после школы эту специальность она выбрала совершенно случайно – по совету знакомых, но за годы работы на магистрали так вжилась в неё, что считает своим призванием.

«Мне по душе то, что я делаю, – говорит собеседница. – Сигналист – важное звено в цепочке движения, хотя усилия каждого в отдельности в конечном результате работы станции, вроде бы, и не особо заметны. Это только на первый взгляд кажется, что всё просто – поставила «башмак» и всё. На самом деле наш труд сопряжён с огромной ответственностью и повышенным вниманием. Видеть и знать надо многое: в какую сторону идёт уклон пути, с какой стороны установить тормозной «башмак», как выявить неисправности упора, разбираться в специфике маневровой работы и ни на минуту не забывать о собственной безопасности. Мозг в постоянном напряжении. И ошибаться нельзя, иначе – жди беды, ведь зачастую груз в вагонах бывает опасным».

На работе Клишина чувствует себя в своей стихии. И, наверное, вполне бы смогла часть операций выполнять с закрытыми глазами. Но как бы легко ни было опытному специалисту, в конце смены усталость ощущается. Шутка ли – иной раз приходится до 450 «башмаков» перенести и установить. А каждый из них весом по семь с лишним килограммов. И пройти за смену надо не 10 тысяч шагов, как советует врачи, а гораздо больше. После 12-часового рабочего дня сигналист иной раз и ног под собой не чувствует. Но Татьяна видит только плюсы и не зацикливается на трудностях.

«Для здоровья – сплошная польза, – улыбается Татьяна. – И в движении постоянно находишься, и силовые нагрузки есть, так что время для тренировки искать не приходится, и диета не нужна – все килокалории сжигаются».

Со своими обязанностями она всегда справляется на отлично. В выполнении производственных показателей ей помогает не только огромный личный опыт, но и поддержка коллег.

Как наставник Клишина подготовила к самостоятельной работе более 20 сигналистов. Кто-то из них и по сей день работает на станции Октябрьск, кто-то пошёл на повышение. Но все, вспоминая свою стажировку у Клишиной, говорят, что обучаться у неё было легко и комфортно: она доступным языком и на примерах рассказывала о премудростях профессии, знала ответы на все их вопросы, связанные с должностными обязанностями.

«Я радуюсь и горжусь успехами тех, кого учила, слежу за их карьерным ростом, – говорит она. – Среди них есть дежурные по парку, дежурные по станции, диспетчеры».

Семья у Татьяны железнодорожная. Супруг работает осмотрщиком в эксплуатационном вагонном депо Кинель. Сын Андрей пошёл по стопам мамы и стал движенцем, он работает дежурным по парку станции Октябрьск. Правда, дочь Лиза, которая учится в школе, говорит, что семейную традицию продолжать не хочет, – уж очень ей не нравится, что мамы часто не бывает дома. Поэтому всё свободное время Татьяна старается уделять семье. Все вместе они любят путешествовать, отдыхать на природе и смотреть хорошие фильмы.
Автор: Светлана Мяченкова