На страже безопасности Уральская магистраль

На страже безопасности

Матвей Желтышев, начальник поезда, общественный инспектор по безопасности движения поездов вагонного участка Пермь Уральского филиала АО «ФПК»

Благодаря усилиям общественного инспектора удалось избежать травм пассажиров и не допустить задержки поезда

В морозный день 14 декабря пассажирский состав №  310Е Пермь – Новый Уренгой благополучно добрался до станции Сургут и встал на стоянку на третьем пути. Начальник поезда, а по совместительству общественный инспектор по безопасности движения поездов вагонного участка Пермь Уральского филиала АО «ФПК» Матвей Желтышев (на фото) уверенно шагнул из вагона на перрон и обомлел…

Посадочная платформа напоминала каток, была плохо очищена ото льда и снега. Одно неаккуратное движение, и пассажиры могли получить травмы при посадке и высадке. Матвей Владимирович тут же составил рапорт на имя руководителей. Замечание было передано работникам инфраструктуры станции, а нарушение безопасности впоследствии устранено.

Кстати, это было не единственное нарекание в том, казалось бы, рядовом рейсе: ещё до отправления поезда в путь общественный инспектор обнаружил не очищенное от снега и наледи подвагонное оборудование сразу у двух вагонов! Договорные обязательства не выполнили работники аутсорсинговой компании, которая отвечает за подготовку, экипировку и мойку вагонов в рейс. Обледенение могло привести к непредсказуемым последствиям. К счастью, эту возможную аварийную ситуацию удалось вовремя предупредить: в рейс вагоны ушли в должном состоянии.

В памяти нашего героя таких историй десятки. С тех пор, как два года назад он дал согласие стать блюстителем безопасности, он выявляет всё новые и новые огрехи. В прошлом году, к примеру, молодой руководитель провёл 26 проверок и выдал 15 замечаний. А с начала 2021 года в копилке Желтышева уже 10 выявленных нарушений! Не удивительно, что по итогам прошлого года в смотре-конкурсе он стал лучшим общественным инспектором Уральского филиала АО «ФПК».

– Матвей, вы специально ходите в дозор или инспектируете попутно, во время рейсов вашей поездной бригады?

– Использую любую возможность. Могу устроить проверку перед отправлением в рейс, а могу заняться этим в свободное от работы время. Периодически я контролирую определённые составы, в том числе прицепные группы вагонов, в которых нет начальников поездов, а назначены лишь старшие проводники. Именно у таких групп возрастает риск некачественной подготовки составов в рейс.

– Какие «болевые точки» вы чаще всего обнаруживаете?

– Обычно нарушения касаются техобслуживания и ремонта вагонов, технологии осмотра и подготовки поездов в рейс. Я часто выявляю неисправности электрооборудования, несоблюдение требований пожарной безопасности, некачественную очистку подвагонного оборудования. Фиксирую и замечания в работе системы контроля безопасности и связи пассажирского поезда, которой сейчас оснащены все современные вагоны.

И всё же лидеры моих рапортов – нарекания по содержанию платформ, в том числе по их уборке, контролю за состоянием освещённости. Некоторые станции принимают пассажирские поезда на такие пути, где отсутствует платформа. В памяти всплывает два самых вопиющих случая 2020 года – по станции Набережные Челны и Сывдарма. Люди высаживаются из поезда и попадают не на асфальтированную поверхность, а в гравий, песок, в сугробы или на лёд. Это недопустимо! Я составляю рапорты, их передают соответствующим руководителям для принятия решений. В итоге на некоторых станциях уже были пересмотрены технико-распределительные акты: поезда там стали принимать на те пути, где есть пассажирская платформа. Кое-где после моих замечаний прошли ремонты платформ, пути удлинили. Улучшений много, и они показывают эффективность работы общественного инспектора. Радует, что мой труд не напрасен!

– Что, по-вашему, помогло бы снизить количество случаев нарушений безопасности на дороге?

– Нужно, чтобы каждый работник на своём месте нёс самую принципиальную ответственность за безопасность и в случае выявления тех или иных нарушений незамедлительно докладывал об этом вышестоящему руководителю. Обязательно будут сделаны выводы и что-то изменится, главное – не быть безразличным.

В мои обязанности общественного инспектора входит и профилактическая воспитательная работа. Раз в месяц я провожу лекции для коллективов поездных бригад по вопросам соблюдения требований безопасности движения. Последнее время организую их в онлайн-формате на платформе Zoom. Мы говорим о пожарной безопасности, о выявлении неисправностей колёсных пар и трещин на подвагонном оборудовании и так далее.

– Матвей, ваш энтузиазм говорит о большой любви к работе. Как вам удалось так удачно выбрать дело по душе?

– После окончания школы, глядя на многочисленных родственников-железнодорожников, вопросом выбора профессии я не задавался. Мне хотелось продолжить династию. Окончив Пермский техникум железнодорожного транспорта, отправился в Екатеринбург. В УрГУПС отучился по специальности «вагоны», стал инженером путей сообщения. Со студенчества я подрабатывал проводником, был командиром студотряда «Стрела». С 2008 года стал работать на Свердловской магистрали. Через полгода после трудоустройства меня назначили проводником фирменного поезда «Кама» (Пермь – Москва). В 2010 году я окончил курсы начальников пассажирского поезда и стал инструктором поездных бригад. Ещё через два года меня назначили начальником поезда.

Последние годы наша бригада обслуживает поезд № 309-310, но вскоре мы перейдём на новый – № 109-110, который будет курсировать по маршруту Пермь – Новый Уренгой – Москва – Новый Уренгой – Пермь. Продолжительность рейса составит 11 дней! Путь неблизкий, но жизнь под перестук колёс для меня привычна. Люблю свою работу за возможность общения с клиентами в дороге. И конечно, мне интересно руководить одной из лучших поездных бригад. За мной закреплено 26 проводников. Знаю сильные стороны каждого из них. Подход ко всем у меня разный, а вот требования одинаковые. Любой рейс для меня – это большая ответственность за жизнь и здоровье как пассажиров, так и работников моей бригады.

– Возвращаясь после рейсов домой, вы, наверное, предпочитаете отдыхать пассивно?

– А вот и нет! В свободное время я много путешествую по разным странам, особенно люблю бывать в Азии. Хожу в тренажёрный зал и бассейн, летом с удовольствием катаюсь на горном велосипеде. Хобби у меня много, как и у большинства людей, живущих в XXI веке. А недавно появилось ещё одно. 2021 год объявлен в нашей компании Годом экологической безопасности. Вместе с поездной бригадой мы решили заняться экологическим волонтёрством: ведём сбор крышек от пластиковой тары и тем самым очищаем природу от мусора. Делаем это в поезде и на территории вагонного участка. Сбор начался в феврале, а завершится в октябре. Денежные средства от сдачи пластика будут переведены на лечение больных детей в благотворительный фонд «Линия жизни».

 

Мнение

Валентина Коренева, председатель первичной профсоюзной организации Уральского филиала АО «ФПК»:

– Матвей Владимирович – активный молодой руководитель. Он всегда с радостью принимает участие во всех конкурсах и мероприятиях первичной профсоюзной организации вагонного участка Пермь, будь то спортивные соревнования или встреча с ветеранами. Коллеги знают Желтышева как добросовестного начальника поезда. Его кандидатура выдвинута для участия в сетевом конкурсе на лучшего общественного инспектора по безопасности движения поездов среди филиалов АО «ФПК». Итоги соревнования мы узнаем уже в мае.
Автор: Евгения Гусева