На страже безопасности
Матвей Желтышев, начальник поезда, общественный инспектор по безопасности движения поездов вагонного участка Пермь Уральского филиала АО «ФПК»В морозный день 14 декабря пассажирский состав № 310Е Пермь – Новый Уренгой благополучно добрался до станции Сургут и встал на стоянку на третьем пути. Начальник поезда, а по совместительству общественный инспектор по безопасности движения поездов вагонного участка Пермь Уральского филиала АО «ФПК» Матвей Желтышев (на фото) уверенно шагнул из вагона на перрон и обомлел…
Посадочная платформа напоминала каток, была плохо очищена ото льда и снега. Одно неаккуратное движение, и пассажиры могли получить травмы при посадке и высадке. Матвей Владимирович тут же составил рапорт на имя руководителей. Замечание было передано работникам инфраструктуры станции, а нарушение безопасности впоследствии устранено.
Кстати, это было не единственное нарекание в том, казалось бы, рядовом рейсе: ещё до отправления поезда в путь общественный инспектор обнаружил не очищенное от снега и наледи подвагонное оборудование сразу у двух вагонов! Договорные обязательства не выполнили работники аутсорсинговой компании, которая отвечает за подготовку, экипировку и мойку вагонов в рейс. Обледенение могло привести к непредсказуемым последствиям. К счастью, эту возможную аварийную ситуацию удалось вовремя предупредить: в рейс вагоны ушли в должном состоянии.
В памяти нашего героя таких историй десятки. С тех пор, как два года назад он дал согласие стать блюстителем безопасности, он выявляет всё новые и новые огрехи. В прошлом году, к примеру, молодой руководитель провёл 26 проверок и выдал 15 замечаний. А с начала 2021 года в копилке Желтышева уже 10 выявленных нарушений! Не удивительно, что по итогам прошлого года в смотре-конкурсе он стал лучшим общественным инспектором Уральского филиала АО «ФПК».
– Матвей, вы специально ходите в дозор или инспектируете попутно, во время рейсов вашей поездной бригады?
– Использую любую возможность. Могу устроить проверку перед отправлением в рейс, а могу заняться этим в свободное от работы время. Периодически я контролирую определённые составы, в том числе прицепные группы вагонов, в которых нет начальников поездов, а назначены лишь старшие проводники. Именно у таких групп возрастает риск некачественной подготовки составов в рейс.
– Какие «болевые точки» вы чаще всего обнаруживаете?
– Обычно нарушения касаются техобслуживания и ремонта вагонов, технологии осмотра и подготовки поездов в рейс. Я часто выявляю неисправности электрооборудования, несоблюдение требований пожарной безопасности, некачественную очистку подвагонного оборудования. Фиксирую и замечания в работе системы контроля безопасности и связи пассажирского поезда, которой сейчас оснащены все современные вагоны.
И всё же лидеры моих рапортов – нарекания по содержанию платформ, в том числе по их уборке, контролю за состоянием освещённости. Некоторые станции принимают пассажирские поезда на такие пути, где отсутствует платформа. В памяти всплывает два самых вопиющих случая 2020 года – по станции Набережные Челны и Сывдарма. Люди высаживаются из поезда и попадают не на асфальтированную поверхность, а в гравий, песок, в сугробы или на лёд. Это недопустимо! Я составляю рапорты, их передают соответствующим руководителям для принятия решений. В итоге на некоторых станциях уже были пересмотрены технико-распределительные акты: поезда там стали принимать на те пути, где есть пассажирская платформа. Кое-где после моих замечаний прошли ремонты платформ, пути удлинили. Улучшений много, и они показывают эффективность работы общественного инспектора. Радует, что мой труд не напрасен!
– Что, по-вашему, помогло бы снизить количество случаев нарушений безопасности на дороге?
– Нужно, чтобы каждый работник на своём месте нёс самую принципиальную ответственность за безопасность и в случае выявления тех или иных нарушений незамедлительно докладывал об этом вышестоящему руководителю. Обязательно будут сделаны выводы и что-то изменится, главное – не быть безразличным.
В мои обязанности общественного инспектора входит и профилактическая воспитательная работа. Раз в месяц я провожу лекции для коллективов поездных бригад по вопросам соблюдения требований безопасности движения. Последнее время организую их в онлайн-формате на платформе Zoom. Мы говорим о пожарной безопасности, о выявлении неисправностей колёсных пар и трещин на подвагонном оборудовании и так далее.
– Матвей, ваш энтузиазм говорит о большой любви к работе. Как вам удалось так удачно выбрать дело по душе?
– После окончания школы, глядя на многочисленных родственников-железнодорожников, вопросом выбора профессии я не задавался. Мне хотелось продолжить династию. Окончив Пермский техникум железнодорожного транспорта, отправился в Екатеринбург. В УрГУПС отучился по специальности «вагоны», стал инженером путей сообщения. Со студенчества я подрабатывал проводником, был командиром студотряда «Стрела». С 2008 года стал работать на Свердловской магистрали. Через полгода после трудоустройства меня назначили проводником фирменного поезда «Кама» (Пермь – Москва). В 2010 году я окончил курсы начальников пассажирского поезда и стал инструктором поездных бригад. Ещё через два года меня назначили начальником поезда.
Последние годы наша бригада обслуживает поезд № 309-310, но вскоре мы перейдём на новый – № 109-110, который будет курсировать по маршруту Пермь – Новый Уренгой – Москва – Новый Уренгой – Пермь. Продолжительность рейса составит 11 дней! Путь неблизкий, но жизнь под перестук колёс для меня привычна. Люблю свою работу за возможность общения с клиентами в дороге. И конечно, мне интересно руководить одной из лучших поездных бригад. За мной закреплено 26 проводников. Знаю сильные стороны каждого из них. Подход ко всем у меня разный, а вот требования одинаковые. Любой рейс для меня – это большая ответственность за жизнь и здоровье как пассажиров, так и работников моей бригады.
– Возвращаясь после рейсов домой, вы, наверное, предпочитаете отдыхать пассивно?
– А вот и нет! В свободное время я много путешествую по разным странам, особенно люблю бывать в Азии. Хожу в тренажёрный зал и бассейн, летом с удовольствием катаюсь на горном велосипеде. Хобби у меня много, как и у большинства людей, живущих в XXI веке. А недавно появилось ещё одно. 2021 год объявлен в нашей компании Годом экологической безопасности. Вместе с поездной бригадой мы решили заняться экологическим волонтёрством: ведём сбор крышек от пластиковой тары и тем самым очищаем природу от мусора. Делаем это в поезде и на территории вагонного участка. Сбор начался в феврале, а завершится в октябре. Денежные средства от сдачи пластика будут переведены на лечение больных детей в благотворительный фонд «Линия жизни».
Мнение
Валентина Коренева, председатель первичной профсоюзной организации Уральского филиала АО «ФПК»:
– Матвей Владимирович – активный молодой руководитель. Он всегда с радостью принимает участие во всех конкурсах и мероприятиях первичной профсоюзной организации вагонного участка Пермь, будь то спортивные соревнования или встреча с ветеранами. Коллеги знают Желтышева как добросовестного начальника поезда. Его кандидатура выдвинута для участия в сетевом конкурсе на лучшего общественного инспектора по безопасности движения поездов среди филиалов АО «ФПК». Итоги соревнования мы узнаем уже в мае.