«Чтобы чай в стакане не расплескался» Волжская магистраль

«Чтобы чай в стакане не расплескался»

Владислав Калашников, начальник локомотивного оборотного депо Ижевск

Владислав Калашников на железной дороге работает более тридцати лет

3 июня исполняется два года с того момента, как в должность начальника локомотивного оборотного депо Ижевск вступил Владислав Калашников. На железной дороге он работает более тридцати лет.

Свой путь железнодорожника Владислав Калашников начал в профессионально-техническом училище, где с 1987 по 1990 год осваивал профессию помощника машиниста тепловоза и электровоза. Несмотря на то что в школьные годы Владислав занимался в клубе юных моряков и возникала мысль поступить в речное училище, тяга к железной дороге взяла верх. Возможно, решающую роль в этом сыграло то, что в роду Калашниковых уже были работники дороги: брат бабушки работал диспетчером на Свердловской магистрали, его супруга – дежурной по переезду, их дочь – дежурной по станции. После обучения в СГПТУ новоиспечённый специалист приходит на работу в локомотивное депо Агрыз и попадает к машинисту-наставнику Хабибуллину Нурсалиху Нургалиевичу.

– С наставником мне посчастливилось, – вспоминает Владислав Владимирович. – Он сразу начал приучать меня к работе машиниста – думать как машинист, действовать как машинист, знать все выкладки, которые машинист в голове производит, когда ведёт поезд, помнить про вес, длину, тормоза, скорость. Нужно уметь всё рассчитать так, чтобы из одного поезда не сделать три. В Агрызе была очень интенсивная рабочая жизнь. Порой не хватало времени отдохнуть, так как в рейс уходили с интервалами по 12 часов. Выработать 250–270 часов за месяц в то время было элементарно. Ну и зарплату получали соответствующую. У помощника машиниста, пришедшего с училища, «зелёного», зарплата была 500–600 руб., когда инженер 120 получал.

Через год молодого помощника машиниста призвали в ряды Советской Армии. Первые месяцы службы проходили в учебной части воздушно-десантных войск в Литве. Далее – Азербайджан, 345-й гвардейский парашютно-десантный полк, 9 рота. То самое подразделение, о героизме военнослужащих которого в Афганистане российские кинематографисты сняли художественный фильм под названием «9 рота». Драматичные события, описанные в кинокартине, разворачивались в 1988 году – за три года до того, как в роте оказался Владислав Калашников. Ему тоже было суждено принять участие в боевых действиях. В составе миротворческих сил он побывает в Нагорном Карабахе, Абхазии, станет командиром БМД (боевая машина десанта) и будет награждён медалью «За отвагу». Демобилизуется в звании гвардии старшего сержанта и вернётся на железную дорогу помощником машиниста в локомотивное оборотное депо Ижевск, куда перевёлся из Агрыза незадолго до армии. Станет работать на вывозном тепловозе и спустя некоторое время победит в конкурсе «Лучший по профессии».

– Одно дело – стоишь на станции. Другое – когда едешь помощником машиниста, выезжаешь на перегон. В этом случае ты и вагонник, и энергетик, и движенец, – рассказывает Владислав Владимирович. – Конечно, за ведение поезда спрашивают с двоих, но помощнику машиниста немного проще. Он не управляет тормозами, не делает расчёты. Помощник, по большей части, следит за исправностью оборудования, за сигналами впереди, выполняет регламент переговоров. К тому же не даёт машинисту отвлечься от ведения поезда.

В 1993 году количество перевозок начинает уменьшаться, в стране разваливаются предприятия, месяцами не выплачивают зарплату. Но железная дорога в беде не бросала.

– Тогда в депо построили хозспособом свиноферму. Распределяли по бригадам продукты питания, телевизоры, бытовые принадлежности. Коллектив снабжали дефицитными товарами.

Осенью 1995 года наш герой отправляется в Муромскую дорожно-техническую школу. Там он учится до мая 1996 года и успешно сдаёт экзамены на должность машиниста электровоза. После возвращения в Ижевск Владислава Калашникова ставят помощником на пассажирские составы, и груз его ответственности становится намного больше. Впрочем, армейская закалка, выдержка всегда приходили и продолжают приходить на помощь.

– У нас каждый день, как экзамен. Одинаковых поездок не бывает. Либо техника преподнесёт сюрприз – проверит на знание электрической схемы, механической части, либо неисправности по рельсовому пути, путевых светофоров… Разные ситуации бывают, – говорит Владислав Владимирович. – Опыт показывает, что для некоторых проявление излишней нервозности печально заканчивается. Поэтому стоит всегда быть рассудительным и прежде чем что-то сделать, серьёзно подумать. 

В 1997 году Владислав Калашников женится. Вскоре у молодожёнов рождается сын – Константин. Сейчас он проектирует строительные объекты. Второй сын – Роман – появился на свет в 2005 году, и он пока учится в школе. Супруга Елена – экономист. Уже будучи отцом двоих детей в 2010 году Владислав Владимирович получает высшее образование в Московском институте инженеров транспорта по направлениям охраны труда и управлению локомотивным хозяйством. Сейчас начальник депо увлечён строительством и обустройством дома для всей семьи. Старается всё делать своими руками. Частный дом – конструктор на всю жизнь, шутит руководитель о своём увлечении.

Однако такой жизненный сценарий для Владислава Калашникова в конце девяностых был ещё в мечтах и планах. В 1999-м у молодого папы появляется новый наставник – ныне почётный железнодорожник России, Владимир Михайлович Грахов. Вместе они закрепляются за АЧ-2 (автомотриса чехословацкого производства) и совершают региональные поездки по служебным вопросам руководства Ижевского отделения. Спустя два года в депо решили, что тридцатилетнему Калашникову «хватит быть в помощниках, а то понравится», и обкатали его на машиниста электровоза грузового движения. Вывозной электровоз под управлением нового машиниста ходил по маршруту Ижевск – Агрыз – по два-три рейса за смену.

– Всё идёт с наставничества. Когда появляется хороший учитель, тогда начинающий специалист приобретает ценнейшие знания и незаменимый практический опыт. Как правило, помощника, желающего стать машинистом, видно издалека, – считает Владислав Калашников. – А ещё на дороге есть поговорка: «Сегодня – машинист-передовик, завтра слесарь-ходовик». Машинисту необходимо подходить к рабочему делу с полным осознанием своей ответственности, требовательно относиться к себе и не допускать нарушений.

Очередной трудовой этап в жизни машиниста Калашникова наступает в 2004 году – он начинает водить пригородные электропоезда. Пройдёт ещё три года, и Владислав приедет в Нижний Новгород для повышения квалификации – месяц обучения, и у него второй класс. Далее – утверждают машинистом скорого фирменного поезда Ижевск – Москва.

– Наши бригады водили состав до станции Канаш. Потом их меняли муромские коллеги. Они ехали до Вековки, а там поезд подхватывали москвичи. Действовали по цепочке. Обратно из Канаша мы брали другой состав – на Набережные Челны, и возвращались в Ижевск.

По словам Владислава Калашникова, машинисты не просто водят поезда из точки А в точку Б, а занимаются очень серьёзным делом – отвечают за жизни людей. Зачастую в пути следования даже поесть не получается. Требуется постоянный мониторинг безопасности движения.  

– Если пассажир покупает билет, значит, он уверен, что сядет в поезд и в указанное время приедет в пункт назначения. Наша забота – чтобы пассажиру было мягко, комфортно и, как учили старшие товарищи-наставники, чтобы чай в стакане не расплескался.

С 2009 года, после поездки в Москву на второй слёт машинистов РЖД, Калашников начинает периодически исполнять обязанности машиниста-инструктора. В 2013 году успешно сдаёт в Муроме квалификационные нормативы на первый класс и становится полноправным руководителем колонны.

– Руководитель колонны отвечает за чёткую грамотную работу локомотивных бригад, обучает машинистов и их помощников правильным приёмам ведения поезда, управлению тормозами, контролирует деятельность колонны, – рассказывает Владислав Владимирович. – Если машинист в чём-то сомневается, первый звонок он делает машинисту-инструктору, который не может сказать, что чего-то не знает. Инструктор в любое время должен быть на связи и всегда обязан ответить на вопрос машиниста о том, как действовать. Задача инструктора – сделать машиниста и его помощника максимально готовыми к неординарным нестандартным ситуациям. Именно такая готовность является признаком высокого профессионализма. 

В наши дни у начальника локомотивного оборотного депо Ижевск Владислава Калашникова в подчинении уже три колонны с тремя машинистами-инструкторами – более двухсот подопечных. На этот пост он заступил в 2019 году. По его мнению, надо уметь разговаривать с каждым, объяснять, поддерживать хорошее морально-психологическое состояние тружеников.

В плане решения профильных организационно-технических вопросов Владислав Калашников глубоко убеждён, что в настоящее время нужно обратить пристальное внимание на качество деповского ремонта электровозов и тепловозов.

– Раньше начальники ремонтного и локомотивного депо были как единое целое. Одним делом занимались. Но сейчас в этом провал серьёзный. Тем более, ушли умелые мастера. Есть проблемы с запчастями. То колёс нет, то ещё чего-нибудь. От этого страдает качество работы. Нет надлежащего ремонта – нет пробега. Кадрами надо дорожить.

Стоит отметить, что депо достойно выдержало испытание пандемией в 2020 году – ни одного официально зарегистрированного случая заражения коронавирусом. Можно сказать, пандемия не отразилась на работе коллектива. 
Автор: Кирилл Богородский