Передавая опыт Октябрьская магистраль

Передавая опыт

Юрий Яковлев, машинист-инструктор Северо-Западной Дирекции скоростного сообщения (СЗДОСС)

Почти четыре десятилетия безупречного труда машиниста Юрия Яковлева отмечены правительственной наградой

Машинисту-инструктору Северо-Западной Дирекции скоростного сообщения (СЗДОСС) Юрию Яковлеву 23 апреля в Москве министр транспорта Российской Федерации Виталий Савельев вручил правительственную награду – знак «За добросовестный труд».

Это далеко не первая награда железнодорожника. За несколько десятилетий работы на Октябрьской он был удостоен знака «Миллион километров безаварийного пробега» (2000 год), звания «Почётный железнодорожник» (2005 год). У него есть часы от начальника ОЖД и начальника ДОСС, множество грамот и благодарностей. Но на лацкане пиджака он ежедневно носит только скромный знак «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 20 лет». «Он неброский и малозаметный, – комментирует свой выбор Яковлев. – Но все, кто видит, обычно проявляют к нему интерес».

Юрий родился в Ленинграде в 1962 году. Мать с отцом никакого отношения к отрасли не имели. Мама Галина Владимировна работала на стройке крановщицей, папа Олег Иванович – арматурщиком. В школьные годы Яковлев-младший всегда с нетерпением ждал поездок на поезде к бабушке в Усть-Лугу. Железнодорожный транспорт уже тогда вызывал у него огромный интерес, и когда в 1977 году настала пора выбирать профессию, решение пришло само собой. Юрий поступил в училище железнодорожного транспорта А.С. Суханова. По окончании учёбы пошёл в армию, а демобилизовавшись, в августе 1983-го устроился в локомотивное депо ТЧ-8 (Ленинград-Пассажирский-Московский) помощником машиниста.

Спустя три года получил права на управление поездом и начал работать помощником машиниста скоростного электропоезда ЭР200. А уже в 1988-м стал машинистом электропоезда Московского направления. «Я тогда водил поезда по маршруту Ленинград – Малая Вишера, – вспоминает Яковлев. – И меня очень обижало, когда пассажиры говорили: «Смотри, нас мальчик совсем юный вёз», – ведь я себе казался очень взрослым».

В 1996-м Юрий поступил в Ленинградский электромеханический техникум железнодорожного транспорта. Учился, работал, последовательно повышал классность, становясь машинистом 3-го, 2-го, и, наконец, 1-го класса. А в декабре 1999-го ему, как наиболее ответственному работнику и настоящему знатоку своего дела предложили должность машиниста-инструктора. «У инструктора широкий круг обязанностей, – говорит Юрий. – Проведение инструктажей по технике безопасности среди машинистов и их помощников, конт­роль за соблюдением дисциплины и выполнением работниками своих должностных обязанностей. И это непростая задача, ведь в колонне бывало до 40 локомотивных бригад, состоящих из машиниста и помощника, и за каждого, что ни случись, инструктор в ответе».

В течение семи лет Яковлев возглавлял колонну ЭР200. «После последнего моего выезда в 2009 году первые скоростные поезда страны были отправлены в музеи: один – в Рижский, другой вскоре попал в Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге, – говорит Юрий. – Каждый раз, бывая в питерском музее, я подолгу стою у «эрки». И вспоминаю годы, связанные с ней».

В 2009 году наш собеседник перешёл в Северо-Западную Дирекцию скоростного сообщения. Перед запуском «Сапсанов» несколько месяцев стажировался в Германии. Теперь трудится машинистом-инструктором в СЗДОСС. «Октябрьская дорога – это стабильность и уверенность в том, что и завтра в твоей жизни всё будет благополучно, – утверждает Яковлев. – Посмотрите на глубинку, если в городе есть железная дорога, значит, там есть работа, есть жизнь».

На предприятии Яковлева уважают, ценят его опыт и профессионализм. «Юрий Олегович – успешный наставник, – говорит заместитель начальника СЗДОСС по эксплуатации подвижного состава Евгений Косарев. – Он подготовил более 60 работников, был одним из небольшого числа «скоростников», которые в 2009 году активно участвовали в подготовке и реализации запуска высокоскоростного электропоезда Санкт-Петербург – Москва. Кроме того, он обучал локомотивные бригады для обслуживания пассажиров «Сапсана» и «Аллегро» в период проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, а также принимал активное участие в обучении и обкатке бригад электропоездов «Ласточка» Санкт-Петербург – Сортавала».

У Яковлева дружная семья. Его жена Елена Васильевна, всю жизнь проработавшая инженером-конструктором в одном из КБ, теперь на пенсии, домохозяйничает. Дочь Ирина работает старшим тренером по лёгкой атлетике Детско-юношеской школы Олимпийского резерва Санкт-Петербурга. Яковлевы-старшие обожают свою собаку Герту. «Лет 12 назад надумали взять маленького питомца, такого, на руках носить и бантики завязывать, – вспоминает Юрий Олегович. – Оказалось, что подруга дочери тогда как раз продавала милых щенков, и фотографию прислала: пёсик 1,5 месяца, маленький, симпатичный. Мы и купили. Кто же знал, что это немецкий ягдтерь­ер – охотничья агрессивная собака, которую рекомендуют заводить только людям с опытом воспитания животных. Со временем мы нашли с собачкой общий язык. Ружьём, правда, не обзавелись, на охоту не ходим, но в Герте своей души не чаем». Всё хорошо дома, всё стабильно на работе. За плечами – огромный производственный опыт, который самое время – передавать молодому поколению тех, кто готовится представлять лицо компании перед пассажирами высокоскоростных поездов.
Автор: Елена Харламова