Верность призванию Волжская магистраль

Верность призванию

Фарида Опарина, дежурный по станции Янаул Ижевского центра организации работы железнодорожных станций Горьковской дирекции управления движением

Фарида Опарина награждена знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте. 30 лет»

Знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте. 30 лет» награждена Фарида Опарина, дежурная по станции Янаул Горьковской дирекции управления движением. А стаж её работы в отрасли даже больше того, что обозначен на почётном знаке, – 37 лет.

В 1984 году выпускница железнодорожного училища в Красноуфимске получила назначение на станцию Карамбай, потом работала в Можге, в Агрызе. И только в 1987-м Фарида вернулась в родной город, на станцию Янаул – оператором поста централизации. Окончив со временем Казанский железнодорожный техникум, она по сей день работает здесь дежурной по станции.

Пост ЭЦ – один из самых ответственных на железнодорожном транспорте участок, орган управления всей работой станции. Именно здесь обеспечивается функционирование светофоров и стрелок, их взаимозависимость, контроль следования поезда по маршруту.
12 часов длится у дежурного смена. Отдаются распоряжения о приёме, пропуске и отправлении поездов, о производстве маневровой работы. Дежурный принимает сотни телефонных звонков, параллельно ведёт переговоры по рации с машинистами, находится на связи с поездным диспетчером и соседними станциями. В течение всей смены – в постоянном напряжении.

– Она очень уверенный и целеустремлённый человек, высококвалифицированный специалист. Фарида Адегамовна сразу производит впечатление специалиста, владеющего ситуацией, – говорит начальник станции Янаул Рудольф Санников. – Иначе и быть не должно, ведь ДСП – это сменный помощник руководителя станции. Он координирует работу всех структурных подразделений, расположенных на узле.

Железная дорога – это постоянная учёба, обновление знаний, освоение новых технологий. Наверняка были непростые ситуации, когда, например, на Южном ходу Горьковской железной дороги, где и расположена станция Янаул, осваивали длинносоставное и тяжеловесное движение. И всё же…

– Без особых сложностей, – говорит Фарида Опарина. – У нас очень хорошие поездные диспетчеры – грамотные, знающие специалисты. Они отлично ориентируются в ситуации. А мы просто выполняем свои обязанности.

С трудностями коллектив сталкивался и во время ремонта моста через реку Янаулку. Это ограничивало возможности по пропуску поездов. Но всё равно работали без сбоев. По вине движенцев задержек не было.

Фарида Опарина считает, что главное в её профессии – это ответственность, внимательность и способность в любой, даже самой критической ситуации принять единственно верное решение. Ей самой с критическими ситуациями сталкиваться не приходилось. А вот действовать быстро, принимать оперативные решения – это постоянно.

Случалось, в поезде срабатывали тормоза – на перегон отправляли вагонников. Или электровозы вставали на вставке – участке между двумя тяговыми подстанциями, где на контактной сети нет напряжения. Электровозы следуют по нему с опущенным пантографом. И если машинист неопытный, не рассчитал расход воздуха, то потом он не сможет поднять пантограф. Остановка.

Один из последних таких случаев – с чётным грузовым поездом. И машинист вроде был опытный. Но всё же встал на вставке, не рассчитал. А следом за грузовым – пассажирский, 230 человек. Задержка недопустима.

– У меня маневровый тепловоз должен был прицепку делать, брать вагоны из тупиков. Этот маневровый я и загнала в голову грузового поезда. На всё дала локомотивным бригадам пять минут. Успели. Затянули грузовой состав на девятый путь. Пассажирский прошёл без задержки.

Или прибывают на станцию рабочие поезда, а принимать их некуда. Тогда в ход идут все резервы. Опять-таки с помощью маневрового загоняют их на неэлектрифицированный путь, где всего 150 метров контактного провода.

– Туда осаживаем, чтобы идущий следом пассажирский пропустить.

Железная дорога стала для Фариды Опариной не просто местом работы – её судьбой и её семьёй. С будущим мужем Юрием, тогда ещё помощником машиниста, познакомилась, когда работала оператором по выдаче предупреждений. Сейчас дежурной по станции Опариной нередко приходится работать «в одной упряжке» с машинистом Опариным.

– Но работа есть работа, – говорит она. – Здесь нет ни друзей, ни родственников. Есть регламент, есть требования безопасности. А дома, конечно, обсуждаем рабочие ситуации. Как обычно, у локомотивщиков бывают претензии к движенцам, а у движенцев – к локомотивщикам. Разногласия возникали. Но в целом на атмосфере в семье это не отражалось.

Наверное, потому и сын Владислав пошёл по стопам родителей.

– Железная дорога – это система, которая никуда не денется, она всегда будет. И всегда будет потребность в работниках. Вместе с тем труд на железной дороге тяжёлый, с ночными сменами, требует большого напряжения. Сказали сыну: «Сам решай, как тебе быть, сможешь так работать или нет». А он – «Вы смогли, и я смогу». Сейчас он машинист в ТЧэ Юдино.
Автор: Марина Галкина