Тормоза – дело тонкое Восточно-Сибирский путь

Тормоза – дело тонкое

Владимир Вторушин, осмотрщик-ремонтник ПТО эксплуатационного вагонного депо Иркутск-Сортировочный

Грамотные действия осмотрщика-ремонтника вагонов позволили оперативно отправить по графику транзитный поезд Москва – Владивосток

В пассажирском ПТО эксплуатационного вагонного депо Иркутск-Сортировочный Владимир Вторушин работает уже 27 лет. За это время через его руки прошло немало неисправных тормозных колодок и башмаков. И если первое скорее обыденность, то второе – более редкая и серьёзная неисправность.

Один из таких случаев произошёл недавно, 27 мая. В самом конце ночной смены, при осмотре поезда № 62 Москва – Владивосток, Владимир Павлович обнаружил у пятого вагона сломанную тормозную колодку и завар тормозного башмака в одном из колёс этого вагона.

Колодка, закрепляющаяся на башмаке, на гарантийном участке дороги треснула. Верхняя часть колодки отсутствовала, и с этой стороны во время торможения к колесу стал прилегать сам башмак, что и привело к его деформированию.

– Произошёл завар, и перемычка в башмаке, куда вставляется крепёжная чека, развалилась. Значит, необходима замена башмака и колодки, – поясняет суть неисправности Владимир Вторушин.

В такой ситуации нужно было производить замену оперативно. Ведь стоянка поезда 23 минуты, а до отправления оставалось и того меньше. Вагон находился в середине состава.

– Единственная мысль, которая крутилась на тот момент в голове, – что нужно постараться отправление поезда не задержать, – рассказывает осмотрщик-ремонтник вагонов.

Как подчеркнул начальник ПТО Иркутск-Пассажирский Алексей Чижиков, последствия неустранения такого дефекта сложно предугадать. Ведь впереди у пассажирского поезда сложный горно-перевальный участок, а нарушение системы торможения – серьёзная угроза безопасности движения:

– Конечно, мы просто делаем свою повседневную работу и особого отношения не ждём. Но можно сказать точно, что чёткие действия осмотрщиков-ремонтников в таких ситуациях потенциально спасают жизни людям.

Владимир Вторушин всю свою трудовую жизнь посвятил пассажирскому ПТО. Говорит, когда пришёл из армии в начале 90-х, хорошей и стабильной работы было мало. По совету друга прошёл курсы осмотрщиков вагонов и так в этой профессии и остался.

– Работа мне нравится. Хороший, дружный, понимающий коллектив. Опять же не в кабинетах сидеть, а больше на свежем воздухе. Да и дело это, при правильном к нему отношении, интересное. Каждый раз идёшь и не знаешь, что будет в том или ином составе, – отмечает Владимир Павлович.

По его словам, на поездах дальнего следования, которые проходят более чем через полстраны, замена колодок – дело обычное. Неделю назад поезду № 2 «Россия» поменяли 8 колодок. А за месяц таких замен на ПТО происходит более трёх десятков. Зимой из-за перепада температур может быть больше.

Завар башмака сейчас встречается реже. Не то что в 90-е годы, когда любые неисправности в принципе попадались чаще. Но дело это серьёзное, требующее более сложного ремонта. Если на колодку отводится около двух минут, то на замену башмака – почти семь. В сумме девять минут, а это почти половина времени стоянки поезда.

В смене старшего осмотрщика Сергея Шепотько Вторушин пользуется уважением коллег. Трудится чаще всего на позиции автоматчика – проверяет тормоза. По словам Сергея Валентиновича, это требует особого опыта, ответственности и внимательности. Ведь в смене осмотрщиков-ремонтников вагонов должность у всех одна, а работу люди делают немного разную, соответственно своим возможностям.

– Владимир Павлович у нас человек пунктуальный, исполнительный, способный в вопросах любой сложности правильно расставить приоритеты и выполнить поставленную задачу качественно и в срок. Более того, он хорошо чувствует работу всей смены и всегда готов прийти на выручку товарищам. Такие работники особенно ценны в пассажирских ПТО, когда счёт идёт на минуты, а то и секунды, – отмечает Сергей Шепотько.

Автор: Александр Богачёв