Железнодорожник Поволжья

Мастер манёвров

Андрей Компасов, машинист эксплуатационного локомотивного депо Сенная

Андрею Компасову минувшей весной вручена медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени

Андрей Компасов, машинист эксплуатационного локомотивного депо Сенная.jpg

– Работа машиниста – ответственное и важное дело, которое под силу далеко не каждому. Стабильное выполнение производственных показателей достигается во многом за счёт таких профессионалов, как Андрей Викторович. Благодаря его навыкам и знаниям удаётся превосходить планы, стоящие перед нашим структурным подразделением, – отметил начальник эксплуатационного локомотивного депо Сенная Сергей Овечкин.

Весть о получении награды застала Андрея Компасова в кабине маневрового тепловоза.

– Конечно, для меня эта новость была неожиданной. Когда брал в руки телефон, думал, что вызывают по рабочим вопросам, а когда узнал, по какому поводу мне звонят, – не поверил. Счёл розыгрышем. Понимание того, что это не шутка, пришло позже, – рассказывает машинист.

С местом будущей работы Андрей Викторович определился ещё в детстве: дом родителей был буквально в трёхстах метрах от железной дороги. Во время учёбы в средней общеобразовательной школе № 47 посёлка Сенной Вольского района Саратовской области Андрей Компасов получил первичные навыки управления и обслуживания тягового подвижного состава.

– Большинство жителей посёлка Сенной – железнодорожники. Наша школа в те времена была с техническим уклоном. Уроки труда нередко проходили в цехах локомотивного депо. Так что, можно сказать, на работу я пришёл прямо из-за парты, – смеётся собеседник.

К концу десятого класса Компасов имел квалификацию помощника машиниста.

– В те времена, когда я начинал трудиться, было существенно проще. Будучи школьниками, мы уже знали не только строение тепловоза, но и осо­бенности его эксплуатации. Что-то могли обслуживать сами. Нас этому обучали не только учителя, но и слесари предприятия, – поясняет машинист.

После прохождения срочной службы Андрей Викторович подал документы для трудоустройства в депо.

– Во второй половине 1991 года я впервые попал в кабину машиниста тепловоза как штатный работник. Многих коллег к тому моменту я уже знал. Да и техника отчасти была знакома. Начинал в должности помощника машиниста. Тогда на магистрали ещё эксплуатировались двухсекционные тепловозы серии ТЭ3. Это очень неприхотливые и надёжные машины, однако они были морально и физически изношенными. В то же время эти тепловозы имели ряд преимуществ – многое можно было отремонтировать чуть ли не на коленке, – вспоминает Андрей Компасов.

Наставником молодого помощника машиниста стал Вячеслав Ивахно. Под его руководством Андрей приобрёл необходимые для работы в депо навыки.

– Благодаря наставнику я быстро освоился в новой должности. Помимо профессиональных секретов, связанных с вождением поездов, он подробно рассказал об особенностях обслуживания техники, которые нам не были известны в школе. Его советами я пользуюсь и сегодня. Пожалуй, главный из них – в любой ситуации сохранять спокойствие, грамотно оценивать обстановку и принимать взвешенные решения. В поездке может случиться всякое, и нужно быть готовым к любым неожиданностям, – подчёркивает Компасов.

В правое кресло кабины локомотива Андрей Викторович впервые сел в 1995 году. Поработать удалось на разных машинах – и на проверенных временем ТЭ3, и на новых тепловозах серии 2ТЭ25КМ. По словам Компасова, наиболее ему запомнились машины серии 2ТЭ10Л – легендарные «луганки», хорошо зарекомендовавшие себя в эксплуатационной работе. Довелось поездить и на электровозах. Для этого в середине 2000-х машинист прошёл обучение в Саратовской дортехшколе. Тем не менее приоритетными локомотивами для себя он считает тепловозы.

По маршруту Сенная – Сызрань машинист водил грузовые и пассажирские поезда и электровозами, и тепловозами.

– Линия от Сенной до Сызрани отличается достаточно сложным профилем пути. Надо буквально до каждой шпалы знать маршрут – где увеличить тягу, а где, наоборот, как говорят автомобилисты, накатом пройти. Тепловоз в этом плане сложнее и вместе с тем интереснее электровоза. Необходимо чувствовать машину, внимательно следить за работой дизельного двигателя и вспомогательных агрегатов. Иногда и помощника надо в дизельное помещение отправить, чтобы посмотрел, всё ли в порядке. После смены каждый раз обойдёшь машину, проверишь на предмет протечки масла или топлива и лишь после этого уходишь домой, – говорит Андрей Викторович.

Сейчас герой очерка трудится в маневровом движении.

– Маневровое движение разительно отличается от магистрального. Несмотря на то что работать в основном приходится на станционных путях, внимательности требуется не меньше, чем в магистральном движении. Да, скорости здесь ниже. Однако от этого работа проще не становится. Ты понимаешь: от тебя зависит скорость формирования составов и соблюдение сроков их дальнейшего отправления. Другое важное отличие от магистральной поездки – ты работаешь один, без помощника. Нужно быть вдвойне бдительным, – констатирует машинист.

Андрей Компасов пришёл на работу в депо 30 лет назад и менять сферу деятельности не собирается. Он планирует и дальше продолжать трудиться на железной дороге.

Рассказывая о своей карьере, он делится советами с молодыми специалистами, которые только-только начинают профессиональный путь на магистрали.

– В работе локомотивщика самое главное – спокойствие и умение быстро принимать решение. Наши действия напрямую влияют на безопасность движения поездов. Машинист – это не просто профессия. Это особый взгляд на жизнь, который может быть понятен только коллегам по цеху, – утверждает Андрей Компасов.

Автор: Алексей Белых