Строго по графику
Елена Соловьёва, начальник отдела графика движения поездов службы движения Куйбышевской дирекции управления движениемЖелезная дорога живёт по одному основному закону, и называется он графиком движения поездов, который обеспечивает взаимодействие в работе участков и направлений, рациональное и эффективное использование технических и технологических возможностей инфраструктуры. На основе нормативного графика движения поездов осуществляется нормирование эксплуатационной работы, от которой зависят экономические результаты. Всю сложность и многогранность процесса составления графика Елена Вячеславовна понимала, когда в 2005 году начала работать технологом отдела разработки графика движения поездов и организации «окон» Куйбышевской железной дороги.
Перед тем как перейти в отдел разработки графика, Елена Соловьёва проработала дежурным по станции Ялга, затем поездным диспетчером Рузаевского отделения Куйбышевской железной дороги. Последние 10 лет она начальник отдела графика движения поездов, а общий стаж её работы на железнодорожном транспорте составляет 30 лет.
На железную дорогу Елена Соловьёва пришла работать по примеру родной тёти, работавшей крановщицей в локомотивном депо Рузаевка.
«Детство моё прошло на железной дороге, – вспоминает Елена Вячеславовна. – Наш дом стоял рядом с Рузаевским отделением Куйбышевской железной дороги, а в школьные годы мне доводилось часто ходить с тётей на её работу в локомотивное депо станции Рузаевка, где меня впечатлили огромные локомотивы, колёсные пары, с которыми родственница ловко управлялась с помощью высокого крана».
Ещё тогда, в детстве, Елена определилась с профессией, после школы решила поступать в Куйбышевский институт инженеров железнодорожного транспорта, который окончила весьма успешно. Наша героиня признаётся, что все ступени профессионального роста она прошла с большим интересом и благодарна судьбе за правильный выбор жизненного пути.
Не стала исключением и её нынешняя должность. Казалось бы, рутинная работа, требующая большой усидчивости и особенного мышления, но она готова с увлечением рассказывать о ней часами. Конечно, сноровка пришла к ней не сразу. Прошло примерно года три, прежде чем Елена смогла вникнуть во все тонкости составления графика движения поездов.
Не секрет, что у каждого поезда в графике движения своя категория, индивидуальный номер, время отправления, прибытия и маршрут. Составляют расписание поездов работники отдела графика движения поездов, которых в обиходе называют графистами.
«Помимо правил инженерных расчётов и доскональных знаний процессов разработки графика, мы должны знать всё о том, как работает локомотив и устроен вагон, про скорость движения, а также расстояние между станциями, учитывать пропускную способность участков, – говорит Елена Вячеславовна. – Перед составлением нового графика движения поездов перерабатываем и систематизируем колоссальное количество различной информации. Она стекается к нам из всех причастных дирекций и служб».
В отделе графика движения поездов под руководством Елены Соловьёвой работают восемь человек. За каждым из работников закреплён определённый регион с участками дороги. При составлении графика движения технологи-графисты учитывают каждую деталь: время отправления поезда, время в пути, продолжительность остановок, смену часовых поясов, а также технологические «окна» для текущего содержания инфраструктуры.
«График должен быть составлен так, чтобы обеспечить абсолютную безопасность движения», – поясняет Елена Вячеславовна.
Наверняка у многих возникал вопрос, почему поезд отправляется, например, в 15.12 и ни минутой раньше или позже.
«Нюансов в работе очень много, это кропотливый труд, – говорит Елена. – Каждая цифра или буква на графике нанесены не просто так. Всё движение нужно развести, чтобы поезда ехали правильно. Нередко назначаются новые поезда и корректируется расписание уже введённых в график движения, какие-то добавляются, свои заявки подают пассажирские, пригородные компании, центры фирменного транспортного обслуживания. Приходится менять график и расписание всех других поездов. Происходит настоящая цепная реакция».
О том, что поезда – это прежде всего пассажиры, Елена Соловьёва помнит в первую очередь.
«Девиз ОАО «РЖД» «Мы меняемся для вас» – это про нас, – улыбается она. – При составлении графика соблюдаем абсолютно всё, потому что это реальность и живые люди. Мы знаем, например, что пассажирам надо приехать на работу к 8.00 с разных направлений, и изо всех сил стараемся, чтобы все успели. Но всем угодить, конечно, невозможно».
Как только в декабре на дороге вводится новый график движения поездов, как тут же в отделе Елены Соловьёвой начинается разработка нового графика. Уже формируются заявки АО «ФПК», ведётся подготовка нормативной документации, то есть графисты работают на год вперёд.
«Составление графика движения поездов – процесс творческий и очень занимательный, – уверена Елена Вячеславовна. – Решать поездные ребусы со многими вводными данными и разными особенностями интересно. Тут нужен особый склад мышления, пытливый ум. Скучать нам никогда не приходится».