В нужное время в нужном месте
Евгений Коновалов, заместитель начальника ПЧ ИССОСтихийные бедствия нынешнего лета принесли множество проблем работникам Забайкальской магистрали, но своевременный контроль помогает не допустить человеческих жертв и снизить объём материальных потерь.
Контроль за состоянием пути на ЗабЖД осуществляется непрерывно и на всём протяжении магистрали. Сотни работников с помощью современного оборудования и визуально оценивают качество железнодорожного полотна и инженерных сооружений. Но предугадать, как поведёт себя, казалось бы, надёжное творение рук человеческих под натиском природной стихии не всегда представляется возможным. В июле этого года небольшая речка Ареда в Сретенском районе Забайкалья в результате длительных и обильных дождей превратилась в бурлящий поток и подмыла опоры железнодорожного моста на перегоне Куэнга – Укурей, став причиной задержки поездопотока. Несколько дней поезда с обеих сторон моста ожидали отправления в путь. Но главное – благодаря профессионализму железнодорожников удалось избежать крушения поезда. За это работники магистрали, своевременно заметившие повреждение моста и принявшие необходимые меры, в один день получили самые почётные корпоративные награды. Их вклад в дело безопасности движения поездов был оценен по достоинству. Как уже сообщали корпоративные СМИ, 27 июля генеральный директор – председатель правления ОАО “РЖД” Олег Белозёров побывал на Забайкальской железной дороге и осмотрел восстановленный после сильного паводка железнодорожный мост над рекой Ареда. Там он вручил знаки “Почётный железнодорожник ОАО “РЖД” двум работникам Забайкальской дирекции инфраструктуры – начальнику участка пути Чернышевск-Забайкальской дистанции пути Николаю Петину и заместителю начальника дистанции инженерных сооружений Евгению Коновалову.
Евгений Сергеевич Коновалов родился 26 апреля 1978 года в Ульяновске. В 1991 году его семья переехала в город Свободный Амурской области, где он и окончил школу. Первые записи в его трудовой книжке связаны с геологией (его родители – геологи по профессии) – в 1994-95 годах в летние месяцы Евгений трудился то рабочим геолого-эксплуатационной экспедиции, то оператором гидромонитора в старательской артели. В 1995 году он поступил в Дальневосточный государственный университет путей сообщения, который окончил в 2000 году по специальности “Мосты и транспортные тоннели”.
Весь трудовой путь Евгения Коновалова связан с железнодорожными инженерными сооружениями. Сразу после окончания вуза Евгений Сергеевич начал работать в Михайло-Чесноковской дистанции пути Свободненского отделения Забайкальской железной дороги, ремонтником искусственных сооружений. Уже через три года его назначили бригадиром (освобождённым) по текущему содержанию и ремонту пути и ИССО той же дистанции, и в этой должности он трудился до самого конца 2008 года. Следующий этап трудовой биографии Евгения Коновалова связан с должностью мостового мастера – сначала (в 2010-12 годах) в ПЧ Михайло-Чесноковская, а затем – во вновь созданной на Забайкальской железной дороге дистанции инженерных сооружений.
– Сначала я работал мостовым мастером в отдельном цехе, который обслуживает внеклассные, то есть длиной более 500 метров, мосты через реку Зея, на чётном и нечётном пути, – рассказал Евгений Сергеевич. – Затем перешёл в мастера, которые обслуживают все 133 сооружения, расположенные на Михайло-Чесноковском участке дистанции инженерных сооружений.
Именно в этот период работы, в 2010 году, Евгений Сергеевич получил свою первую награду – благодарность начальника ЗабЖД.
В 2017 году Евгений Коновалов стал заместителем начальника дистанции инженерных сооружений Забайкальской дирекции инфраструктуры. Он отвечает за текущее содержание инженерных сооружений на полигоне ЗабЖД. Его труд на этой должности был отмечен почётной грамотой начальника дирекции инфраструктуры (в 2018 году) и именными часами начальника ЗабЖД (в 2020 году).
Профессиональный опыт и ответственное отношение к порученному делу обусловили тот факт, что утром 23 июля Евгений Коновалов оказался именно в самом уязвимом месте Забайкальской железной дороги – на мосту через реку Ареда, расположенном на 6530-м километре Транссиба.
– 22 июля от мостового мастера производственного участка Чернышевск Александра Лиханова поступила информация о том, что уровень воды в реке Ареда растёт и начинается размыв откосов насыпи, – рассказал Евгений Коновалов. – С начала месяца в этом районе выпало почти 133 мм осадков, что составляет 156% от месячной нормы, а площадь водосбора у реки Ареда превышает 1100 квадратных километров. Мостовой мастер сообщил, что поставил на мосту пост (там дежурил ремонтник ИССО Алексей Бянкин) и поехал устранять другие неисправности, имевшиеся на участке в результате продолжительных проливных дождей и начавшегося в этой части Забайкальского края наводнения.
Евгений Коновалов немедленно выехал из Читы на перегон Куэнга – Укурей для контроля ситуации и принятия превентивных мер. В ночь с четверга на пятницу он и работники Читинской дистанции инженерных сооружений постоянно замеряли уровень воды в реке и наблюдали за откосами. Как говорится, ничто не предвещало беды.
– Утром 23 июля в промежутке времени с 8:00 до 8:30 уровень воды в реке Ареда поднялся сразу на 20 сантиметров, – продолжает свой рассказ Евгений Коновалов. – В 8:55 я пошёл под мост, чтобы установить очередную вешку для определения уровня воды. Услышал треск мостовых конструкций и увидел, как проваливается путь на мосту. Я выскочил на насыпь. Там уже находился начальник участка Чернышевской дистанции пути Николай Петин, который позвонил дежурному по станции Куэнга и сообщил о том, что надо закрывать движение поездов через мост. К мосту в это время приближался грузовой поезд. Путь до моста метрах в 200-300 имеет выход из кривой. Машинист локомотива заметил бы неполадки на пути, потому что провал происходил быстро и хорошо просматривался, но вот вряд ли смог бы остановить поезд вовремя. И я побежал навстречу составу, подавая рукой условные круговые сигналы, чтобы его остановить. Поезд шёл не быстро и метров за 150 до моста, уже почти пройдя кривую, остановился.
Длина моста через Ареду составляет 33,68 м, его опоры по нечётному пути были построены в 1908 году, пролётные строения возведены в 1910 году, а двухпутным мост стал в 1934 году. Учитывая постоянный мониторинг состояния пути, подмыв средней опоры моста вследствие повышения уровня воды в реке, вызвавший его обрушение, стал неожиданностью. Но благодаря оперативным действиям железнодорожников беды не случилось. Поезда остались в целости, а мост был восстановлен в кратчайшие сроки. Работы по восстановлению движения через повреждённый мост продолжались до 27 июля, в них работники дистанции инженерных сооружений принимали непосредственное участие. Всего в восстановительных работах круглосуточно участвовали четыре аварийно-восстановительных поезда, две путевые машинные станции, пять противоразмывных поездов и несколько единиц спецтехники.
– Вообще лето выдалось беспокойным, вследствие плохих погодных условий выезжать на опасные участки для личного контроля ситуации приходится часто, – отмечает Евгений Сергеевич. – Моей первоочередной задачей является надзор и принятие решений. В состав группы, направляемой на осмотр потенциально опасного участка, обязательно включаются начальник участка, мастера. На месте проводится визуальный осмотр, и если находятся неисправности земляного полотна или искусственных сооружений, то принимается решение о вызове специализированной бригады для проведения ремонта. Если дефект серьёзный, то принимается решение об остановке движения на участке до устранения неисправности.
Для Евгения Сергеевича эти работы – обычные трудовые будни. За десятки лет он уже накопил немалый опыт. Кто знает, сколько ещё сюрпризов сможет подкинуть железнодорожникам нестабильный климат, но благодаря таким увлечённым профессией людям, как Евгений Коновалов, печальных новостей с Забайкальской железной дороги становится гораздо меньше.
В быту Евгений Сергеевич – счастливый семьянин. Свою семью он называет своей главной ценностью и увлечением. Он отец двоих дочерей – старшей 15 лет, младшей три года. Потому он не относит себя к любителям традиционных мужских развлечений, требующих больших затрат времени, вроде охоты.
Иногда могу посидеть на берегу с удочкой, – говорит Евгений. – Но предпочту рыбалке отдых с семьёй. Очень люблю выехать с родными на природу, устроить пикник.