Отстояли дома и технику
Александр Голубев и Владимир Алабжин, сотрудники Дирекции аварийно-восстановительных средств ЮУЖД, машинисты бульдозеров восстановительного поездаЧрезвычайная ситуация, которая развернулась в начале июля этого года на юге Челябинской области, прогремела на всю страну. Огнём уничтожены гектары леса, пострадали несколько поселков. Сгорело немало домов частного сектора. Однако часть построек всё же удалось отстоять благодаря грамотным и оперативным действиям сотрудников Дирекции аварийно-восстановительных средств ЮУЖД.
Начальник восстановительного поезда Карталы Алексей Демедюк рассказывает, что основные события разворачивались 9 июля.
– От областного МЧС поступила заявка на оказание помощи в районе станции Джабык, – вспоминает руководитель. – Мы выдвинулись к месту происшествия в ночь с 8 на 9 июля. На момент выезда уже видели, что наших боевых товарищей, пожарного поезда Карталы, нет на станции. К тому моменту они работали на перегоне, отстаивая полосу отвода у пламени в районе станции Запасное. От Карталов до точки назначения порядка 60 километров. Приехали максимально оперативно.
Работники поезда вспоминают, что уже на подъезде к станции Джабык ощутили запах гари, а видимость существенно снизилась. Состав отвели на пятый путь в тупик. Здесь профессионалы приступили к разгрузке двух бульдозеров ДЭТ-250 с платформы на землю. Им предстояло работать над противопожарной опашкой. Поскольку было ещё темно, а задымлённость территории была сильной, решили дождаться рассвета. К тому моменту пламя находилось примерно в 10 километрах от посёлка.
– Прошло около полутора часов, – вспоминает машинист бульдозера восстановительного поезда Карталы Александр Голубев. – Мы вместе с коллегой Владимиром Алабжиным уже были готовы к работе. Подошли к машинам и увидели, что они уже покрыты примерно сантиметровым слоем пепла. Эта картина нас не испугала, мы понимали, что от оперативности действий будет зависеть сохранность имущества граждан и, быть может, даже их жизнь.
Двигатели бульдозеров запустились с пол-оборота: техника в поезде всегда в идеальном состоянии и готова к работе. На всякий случай взяли с собой противогазы – это обязательное требование в подобных обстоятельствах.
Прибывшие лесники попросили железнодорожников направиться в сторону поселка Еленинка, опахивая территорию, поскольку в данном направлении находился реликтовый бор. Встав бок о бок, два ДЭТ-250 начали делать полосу примерно шесть метров и глубиной около 30-40 сантиметров. Зачастую этого вполне достаточно, чтобы остановить так называемый низовой пожар. Так проехали порядка шести километров. И тут бульдозеристам поступила команда срочно возвращаться, поскольку впереди прямо на них шёл огненный фронт. К тому же стихия уже приближалась к самому поселку Джабык.
– Мы тут же развернулись и поехали обратно, – продолжает Александр Голубев. – Скорость многотонной машины небольшая – всего 13-14 километров в час. За нами буквально по пятам следовал верховой огонь, то есть такой, который распространяется по верхушкам деревьев. Казалось бы, ситуация безвыходная и нас скоро накроет. Однако мы уже не раз выезжали на борьбу с огнём, порядок действий отработан.
Голубев и Алабжин начали готовить так называемый островок безопасности. Они оперативно окопали площадку примерно 10 на 10 метров и остановились посреди импровизированного защитного поля. Видимость нулевая, сильный жар, дышать нечем. Хорошо, что у железнодорожников с собой оказались противогазы. Благодаря этому мужчины не задохнулись в кабинах ДЭТ-250. Примерно через полчаса пламя прошло мимо и работники ВП продолжили путь.
– На станции Джабык наших сотрудников уже встречали местные жители, – продолжает начальник восстановительного поезда. – Бульдозеристы начали валить деревья, которые росли в частных подворьях, чтобы огонь не перекинулся по верхушкам, валили деревянные заборы, производили опашку, успев сделать защитный контур вокруг части посёлка. Стоит отметить, что населённый пункт располагается по обе стороны от железнодорожных путей. И там, где трудились наши специалисты, выгорело всего два домохозяйства. К сожалению, на другой стороне пострадали десятки построек.
Руководитель восстановительного поезда Карталы подчёркивает, что специалисты работали быстро и грамотно. Это и неудивительно, ведь их профессиональный стаж насчитывает десятки лет. За годы службы они зарекомендовали себя как настоящие знатоки своего дела.
– Мы очень рады, что нам удалось отстоять хотя бы часть домов, – говорит Александр Голубев. – Последствия могли быть ещё более серьёзные. Люди спасены, их жилища тоже. Более того, мы всеми силами старались отстоять технику. Когда нас накрыл верховой пожар, страшно не было. Признаться, думал лишь о том, чтобы не пострадал бульдозер, который был так нужен местным жителям. К счастью, для нас всё закончилось благополучно. Мы всегда готовы прийти на помощь, ведь в том числе и в этом заключается работа восстановителей.