Шли по указанию дежурных станций
Евгений Самарин и Сергей Проценко, машинисты Карталинского участка моторвагонного депо Сакмарская Южно-Уральской дирекции моторвагонного подвижного составаЖелезнодорожники эвакуировали с опасных участков 61 человека, в том числе 16 детей
Машинисты Карталинского участка моторвагонного депо Сакмарская Южно-Уральской дирекции моторвагонного подвижного состава Евгений Самарин и Сергей Проценко 9 июля 2021 года при поступлении информации о необходимости срочной эвакуации жителей станций Запасное и Джабык, охваченных природными пожарами, не раздумывая, вызвались на опасный рейс. Они вывезли из огня 61 человека, в том числе 16 детей и трёх инвалидов.
Сегодня посёлки Джабык и Запасное в Челябинской области знают все. Месяц назад здесь творился кромешный ад – горели леса, земля, дома. В зоне бедствия оказался десяток населённых пунктов. На ликвидацию пожаров были брошены огромные силы. Но мешал ураганный ветер. Он гнал огонь со скоростью поезда, захватывая огромные территории. За двое суток прошёл 14 тыс. гектаров. Самым тяжёлым стал день 9 июля, когда автомобильные дороги, по которым жители посёлков спасались от пожара, оказались перекрыты огнём. Добраться до людей, оказавшихся в беде, можно было только по железной дороге. На Южно-Уральской магистрали тогда приняли решение отправить на спасение людей электропоезд.
Карталинский участок моторвагонного депо Сак-марская получил вводную о необходимости срочной эвакуации жителей горящих посёлков Запасное и Джабык, которые нуждаются в экстренной помощи. Руководство участка мгновенно организовало работу. В поездку согласились отправиться исполняющий обязанности машиниста-инструктора Сергей Проценко и машинист Евгений Самарин, который в тот момент был занят обслуживанием стоящей на станции Карталы «Ласточки».
– Обычный графиковый электропоезд мы готовим к поездке один час, но здесь ситуация была совсем другая, – рассказывает Сергей Проценко.
Через 14 минут бригада на электропоезде ЭД9М № 106 была готова к рейсу, а перед поездным диспетчером поставлена задача – обеспечить беспрепятственный пропуск электрички по участку.
– До станции Запасное следовали с максимально допустимой скоростью. Понимали, что важна каждая минута. Здесь произвели посадку и отправились на станцию Джабык. Старались идти быстро, но пути были забиты пожарной техникой. Не работали светофоры, шли по специальному указанию дежурных по станции, – продолжает Сергей.
Отправляясь в рейс, машинисты знали, что будет опасно, но масштабов этой опасности не представляли. Горело всё вокруг. Пришлось буквально прорываться через языки пламени и плотную завесу дыма.
– Было жутковато. Местами видимости никакой, дышать трудно, – добавляет Евгений Самарин.
Но электропоезд шёл вперёд. Машинисты понимали, что их ждут люди, которых надо спасти.
Увиденная в Джабыке картина была страшной: горели дома, дворовые постройки, опоры линии электропередачи. Казалось, что огонь, подхваченный порывами ветра, висит в воздухе и цепляется за всё на своём пути. Железнодорожный вокзал был защищён, и люди в последней надежде с деть-ми и остатками имущества бежали сюда.
Посадка эвакуированных в электропоезд производилась в экстренных условиях. В обратный путь снова шли через огненный тоннель. Но самое страшное было уже позади, и люди спасены. Локомотивная бригада выполнила свой гражданский и профессиональный долг. На станцию Карталы машинисты доставили 61 человека.
– Сейчас, когда проезжаешь маршрутом Карталы – Магнитогорск, на станциях Запасное и Джабык видишь технику и людей, которые возводят новые дома для пострадавших. На выжженной земле после ливней зазеленела трава. Жизнь возвращается. Но пережитое будет забыть очень трудно, – делится Сергей Проценко.
У карталинских машинистов Сергея Проценко и Евгения Самарина схожие судьбы. Разница только в возрасте. У Сергея дед был паровозником. Потомственный железнодорожник и Евгений. Отец его Александр Васильевич всю жизнь водил поезда. Мать Любовь Александровна – почётный железнодорожник, занималась рабочим снабжением. И Сергей, и Евгений после школы окончили Карталинское железнодорожное училище, стали помощниками машиниста. Потом служба в армии, возвращение в локомотивное депо Карталы помощниками машиниста в грузовом движении. Следом – учёба в Оренбургской дортехшколе на право управления локомотивами переменного тока и перевод в помощники машиниста электропоезда. В пригородном движении помощник должен быть с правами машиниста. Водить электропоезда Сергей Проценко стал с 2005 года.
– На Южно-Уральской дороге я уже 32 года. Семейная династия продолжилась дочерью Анастасией. Она – оператор поста ЭЦ на станции Карталы-2, – подчёркивает Сергей Леонтьевич. – С большим уважением отношусь к своим товарищам по цеху. От машиниста электропоезда требуется не только мастерство, но и умение работать с людьми.
Евгений Самарин дортехшколу окончил в 2010 году, спустя семь лет встал к управлению самостоятельно.
Для него труд машиниста – это прежде всего огромная ответственность за людей в вагонах электропоезда.
Пассажиры могут быть спокойны. Они в надёжных руках.