Опасность притаилась в пути
Денис Вахитов и Захар Крапивин, бригада эксплуатационного локомотивного депо ЗлатоустБригада эксплуатационного локомотивного депо Златоуст в составе машиниста Дениса Вахитова и его помощника Захара Крапивина обнаружила на перегоне просадку пути и своевременно приняла меры для остановки поезда. За проявленную бдительность 23 августа их наградили почётной грамотой начальника дороги.
В тот августовский день локомотивная бригада прибыла на явку утром в 6 часов 40 минут и, как обычно, прошла все положенные в этом случае предрейсовые процедуры. На этот раз им предстояло вести грузовой состав до станции Дёма Куйбышевской железной дороги. Это был транзитный поезд, гружёный углём и довольно тяжёлый – 65 условных вагонов весом 6 245 тонн.
В соответствии с принятым технологическим процессом на станции Златоуст менялась только локомотивная бригада. Но тем не менее, принимая электровоз 2ЭС6 «Синара», машинист расспросил коллег, приехавших из Челябинска, как техника вела себя в пути, внимательно осмотрел все узлы и агрегаты. Этому непреложному правилу Денис Вахитов строго следует с того момента, как встал за правое крыло локомотива. Это же механизм, и в дороге с ним может случиться всё что угодно.
После опробования тормозов локомотивная бригада отправилась по намеченному маршруту. Отъехали от Златоуста на расстояние около 100 километров. Рейс проходил нормально. Машинист и его помощник согласно инструкции внимательно наблюдали за состоянием инфраструктуры. До последнего момента в пути следования ничего угрожающего безопасности движения поездов локомотивщики не обнаружили. Въехали на перегон Мурсалимкино – Вязовая со скоростью 75 километров в час. И вдруг на 1732-м километре при входе в кривую Денис Вахитов заметил впереди просадку пути, которая находилась примерно в метрах 50 от локомотива, на нитке со стороны помощника машиниста. Раздумывать некогда – он сразу принял все необходимые меры для остановки поезда. В подобных ситуациях Денису Вахитову бывать не приходилось, но он не растерялся и действовал так, как написано в инструкциях и ПТЭ.
– Когда проезжали опасное место, то почувствовали сильный толчок. Электровоз основательно тряхнуло, и он словно наткнулся на какое-то препятствие. Мы с помощником стояли в полном молчании, но каждый в душе надеялся, что всё обойдется, ничего страшного не произойдёт и вагоны всё-таки останутся на рельсах. Было буквально секундное замешательство, а потом мысль чётко заработала, раскладывая всё по полочкам. Судя по тому, как отреагировал электровоз, дело очень серьёзное. Мой помощник Захар Крапивин выглянул в окно и стал наблюдать, как вагоны проходили через опасный участок. Зрелище не для слабонервных. Несмотря на то что поезд тяжёлый, вагоны бросало из стороны в сторону, словно это были спичечные коробки, – рассказывает в подробностях машинист.
Наконец поезд остановился. Через опасное место проследовала примерно половина состава. Денис Вахитов тут же доложил о произошедшем дежурному по станции Мурсалимкино, который сразу же закрыл перегон для движения, а также оповестил об остановке машинистов встречных поездов и следующих за ним. После того как были приняты все необходимые в этом случае меры, Вахитов оставил за себя в кабине электровоза помощника, а сам отправился вдоль поезда, внимательно осматривая состояние подвижного состава. Затем самым тщательным образом осмотрел то самое злополучное место, которое доставило бригаде столько волнений и хлопот. Особенно хорошо дефект было видно сбоку. Просадка пути с деформацией полотна произошла на правой по ходу движения нитке. Для верности машинист сделал несколько фотографий.
– Несмотря на то что подвижной состав всё-таки сильно бросало из стороны в сторону, к счастью, ни один вагон не вышел за пределы габарита, и после того как убедился, что всё в порядке, я окончательно успокоился. Всё самое страшное осталось уже позади, и можно перевести дух, – продолжает наш собеседник.
Когда Денис Вахитов вернулся к локомотиву, к электровозу уже подъехал бригадир пути и под его контролем машинист осторожно, с минимальной скоростью вывел оставшуюся часть состава из опасной зоны. Следует отметить ещё одно важное обстоятельство в этом чрезвычайном происшествии. По соседнему пути в тот момент должен был проследовать пассажирский поезд. А если бы во время прохода грузового состава что-то пошло не так, то последствия могли быть намного серьёзнее.
– В этот же день на станции Дёма встретились со своим коллегой машинистом Артуром Даяновым. Он следовал за нашим составом и тоже проезжал через этот опасный участок, но после того, как путейцы ограничили скорость. Он честно признался, что было страшновато. Представляете, это на скорости 25 километров в час, а мы двигались в три раза быстрее! – говорит железнодорожник.
По словам заместителя начальника ТЧЭ Златоуст по кадрам и социальным вопросам Алексея Азанова, эта бригада на хорошем счету в коллективе, не допускает нарушения безопасности движения. В этом случае они действовали грамотно и оперативно. Машинисту Денису Вахитову 40 лет. Он – потомственный железнодорожник. Его отец всю жизнь водил поезда, и два сына пошли по его стопам. Денис устроился в депо в 2003 году. Три года был помощником машиниста, а в 2006 году встал за правое крыло электровоза. Помощник Захар Крапивин ездит с ним полтора года. Имеет права машиниста. Сейчас проходит обкатку и готовится работать самостоятельно. Эта ситуация станет для него хорошим практическим уроком.
– Подобное ЧП – первое в моей работе за 15 лет. Конечно, теоретически подкован неплохо, такие случаи постоянно изучаем на технических занятиях, но никогда не думал, что такие знания придётся применять на практике. Если бы этот опасный дефект пути был на прямом участке, то, возможно, заметили бы его раньше и быстрее приняли меры для остановки. Мы не совершили ничего из ряда вон выходящего. Машинист, выезжая на линию, должен замечать любую неисправность, угрожающую безопасности движения поездов и тут же докладывать о ней. Это просто наша обязанность, – заключает Денис Вахитов.