Стрелка без болта Транссиб

Стрелка без болта

Анна Зайцева, сигналист станции Комбинатская (Западно-Сибирская дорога)

Анна Зайцева заметила опасную неисправность путей

Сигналист станции Комбинатская (Западно-Сибирская дорога) Анна Зайцева 21 сентября заметила опасную неисправность путей – разрыв контррельсовых болтов в стрелочном переводе. При прохождении поезда это могло в любую минуту привести к сходу грузовых вагонов.

Железнодорожница обнаружила опасность в начале рабочей смены. Завершив закрепление вагонов, которые прибыли в маневровый парк Газовый, Анна Зайцева возвращалась на пост, когда её внимание привлёк предмет, лежавший на земле рядом с рельсами.

«Когда подошла ближе, поняла, что это болты, выпавшие из двухболтового соединения ходовых стрелок, – вспоминает сигналист. – Действовала строго по инструкции: незамедлительно сообщила по рации об увиденном дежурному по станции и бригадиру по текущему содержанию и ремонту пути».

Движение по стрелочному переводу немедленно закрыли.

Как пояснили «Гудку» в Омской дистанции пути, отсутствие в контр­рельсовом соединении ходовой стрелки даже одного болта уже является опасной неисправностью: крепление контррельса ослабляется, и вся нагрузка распределяется на оставшиеся соединения, что может привести к разрыву всех болтов. Стрелочный перевод без двух болтов тем более угрожал безопасности движения поездов: жёлоб в прямой части контр­рельса под движущимися вагонами в любой момент мог расшириться до недопустимых размеров. Следом за этим последовал бы удар гребней колёс в слабое остриё сердечника и их заход в несоответствующий жёлоб крестовины. Вагонная тележка во время формирования составов могла пойти не на нужный путь, а в худшем случае – сойти с рельсов.

Благодаря бдительности сигналиста Анны Зайцевой аварийных последствий удалось избежать. Путейцы быстро устранили дефект, и спустя два часа движение поездов по стрелке возобновилось.

Анна Зайцева не впервые выявляет столь серьёзную неисправность, угрожающую безо­пасности движения поездов. Так, в январе она обнаружила уширение стыков между рельсами, возникшее из-за сильного мороза, затем – течь из цистерны.

«Железнодорожники – это одна команда, и хотя мы работаем в разных хозяйствах, должны помогать коллегам-смежникам в обеспечении безопасного перевозочного процесса», – считает девушка.

Это правило Анна Зайцева поняла с первых месяцев работы на ЗСЖД. На дорогу она пришла 14 лет назад по примеру дяди, Александра Шевелёва, который почти четверть века отработал электромехаником на станции Комбинатская. После школы поступила в Омский техникум железнодорожного транспорта, только специальность выбрала другую – «организация перевозок и управление на транспорте». Производственную практику проходила на Комбинатской, где сразу отметили её трудолюбие и ответственность, а главное – интерес к работе. Трудовой путь на магистрали начала сигналистом на последнем курсе обучения. Позже девушка исполняла обязанности оператора поста централизации, работала оператором станционного технологического центра обработки поездной информации и перево­зочных документов. Однако по душе ей была только одна профессия, и последние несколько лет Анна вновь трудится сигналистом.

Конечно, как и в любом другом деле, сложностей хватает. Всё же работа сигналиста – это физический труд. За смену железнодорожница проходит вдоль путей маневрового парка станции не один десяток километров. К тому же сам парк Газовый расположен на небольшом уклоне, поэтому при закреплении составов здесь не обойтись без тормозных башмаков, а каждое такое устройство весит 7–7,5 кг. Неудивительно, что сигналист Зайцева рада тому, что на станции идёт замена старых башмаков на новые, весом около 3 кг.

По признанию железнодорожницы, несколько лет назад она решила пойти служить в Вооружённые силы, но быстро поняла, что привязалась к железной дороге душой и сердцем. «Да и такую атмосферу понимания и поддержки, как в коллективе станции Комбинатская, не везде найдёшь», – говорит Анна Зайцева.

Автор: Наталья Кулакова