Подозрительный толчок
Сергей Зайцев, машинист эксплуатационного локомотивного депо Курган3 июня машинист эксплуатационного локомотивного депо Курган Сергей Зайцев, выполняя маневровые передвижения по станции Петухово, обнаружил излом рельса и тем самым предотвратил более серьёзные последствия.
В тот день железнодорожник работал в одно лицо на тепловозе ЧМЭ3 и выполнял маневровые передвижения по станции Макушино. Обычная работа для машиниста маневровой колонны. Ближе к обеду поступило очередное задание – отправиться резервом на станцию Петухово, а обратно доставить вагоны с грузом. Примерно в 13 часов по московскому времени Зайцев прибыл на второй главный чётный путь станции назначения.
– Доложил, как положено по инструкции, дежурному о своём приезде, тот в свою очередь довёл до меня план маневровых работ. До этого момента всё проходило в штатном режиме, ничего не предвещало ЧП. Чувствовал себя на этой станции вполне уверенно, так как не раз приходилось бывать здесь, – вспоминает наш собеседник рабочие моменты того дня.
При выполнении плана маневровых работ машинисту предстояло проехать на тепловозе капотом вперёд от светофора Н2 за маневровый светофор М2. Зайцев продублировал план и, получив от дежурного команду, привёл локомотив в движение и проследовал со второго пути за маневровый светофор Н2.
– Впереди был стрелочный перевод № 12. Как всегда, внимательно наблюдал за состоянием инфраструктуры и под особым контролем держал путь. Ничего подозрительного в поле зрения не наблюдалось. Въехал на стрелку и уже был готов проследовать её, как вдруг под шестой колёсной парой, которая находится прямо под кабиной тепловоза в районе левого крыла, где расположено рабочее место помощника машиниста, почувствовал сильный толчок. Это ощущение можно сравнить с тем, что когда едешь на автомобиле и вдруг неожиданно въезжаешь колесом в выбоину на дороге, – рассказывает железнодорожник.
Сергей Зайцев – машинист опытный, годы работы на полигоне Южно-Уральской магистрали приучили его быть собранным и внимательным, поэтому старается оперативно реагировать на любые отклонения в пути следования. А тут толчок! В голове сразу мелькнула мысль: «Похоже, что-то с рельсом не так!». Сразу же принял все необходимые меры для остановки локомотива, тормозной путь которого составил примерно шесть метров. После этого доложил дежурному по станции Петухово о подозрительном толчке в районе шестой колёсной пары. Сойдя с тепловоза, стал внимательно всматриваться в район того места, где услышал тот самый странный стук, и тут увидел дефект в рельсе, который и стал причиной толчка. Он находился примерно в четырёх метрах от локомотива. Доложив дежурному по станции, машинист первым делом побежал осматривать ходовую часть тепловоза. К счастью, схода не было и видимых повреждений колёсной пары Сергей Зайцев тоже не выявил. Только после того, как убедился в исправности машины, направился к дефектному рельсу.
– То, что увидел, повергло меня в лёгкий шок. Рельс, прилегающий к хвосту крестовины стрелочного перевода № 12, не просто лопнул, как это часто бывает, а из него выкрошился кусок головки, и на этом месте зияла дыра. За годы работы на железной дороге мне ни с чем подобным сталкиваться не приходилось,– продолжает Сергей Зайцев.
В 14 часов 17 минут машинист сообщил об изломе рельса дежурному по станции. Путейцы не заставили себя ждать. Через несколько минут на место происшествия прибыл бригадир пути, который подтвердил сообщение машиниста о дефекте. Он закрыл стрелочный перевод для движения.
– Когда обнаружил этот дефект, то первым делом подумал: хорошо, что именно на этом месте оказался одиночный тепловоз. Даже если бы он и сошёл с рельсов, то это не так опасно. А если бы проходил грузовой состав или, хуже того, пассажирский поезд? Последствия могли быть очень тяжёлые, о которых даже страшно думать, – отмечает Сергей.
Как пояснил машинист тепловоза, он дважды проезжал по этому стрелочному переводу с интервалом примерно семь-восемь минут. Зайцев считает, что излом рельса произошёл непосредственно под локомотивом во время его второго проследования. Кстати, его вывод подтвердила и техническая комиссия, которая расследовала этот инцидент. Было установлено, что излом произошёл от торца рельса в зоне проекции шейки рельса, с выколом первого фрагмента величиной 82 мм на 242 мм с дальнейшим разрушением ещё на три фрагмента.
Сергей Зайцев – один из самых опытных машинистов депо. Общий стаж – 33 года.
На работу устроился после службы в армии в 1988 году. Профессию выбрал по совету старшего товарища, который в это время уже водил грузовые поезда. При депо выучился на помощника машиниста электровоза. Он может управлять практически всеми сериями локомотивов постоянного тока и тепловозов.
– И даже паровозом! Когда учился на помощника, то мы основательно изучали и этот раритет. Мне повезло, что в своё время довелось познакомиться с представителем давно ушедшей эпохи, – замечает наш собеседник.
До 2006 года Сергей Зайцев работал на грузовых поездах, а потом выучился на машиниста тепловоза и был переведён в хозяйственную колонну. Вот уже на протяжении 14 лет выполняет маневровые работы на станциях и участвует в путейских «окнах». Имеет второй класс квалификации.
– Мне до пенсии осталось полтора года. Так получилось, что дефекты, серьёзно угрожающие безопасности движения, всё это время обходили меня стороной. Но на железной дороге надо быть всегда бдительным и готовым к встрече с нестандартными ситуациями в любой момент. Это непреложное правило для всех участников перевозочного процесса. Моя трудовая деятельность заканчивается, и, оглядываясь на пройденный путь, могу с уверенностью сказать, что в выборе профессии не ошибся. Конечно, работа машиниста – напряжённая и сложная. Но, несмотря на эти трудности, мне она по душе, – заключает Сергей Зайцев.