Профессиональная интуиция
Артур Мусин, старший осмотрщик-ремонтник вагонов эксплуатационного вагонного депо Круглое ПолеТо апрельское дежурство на ПТО станции Круглое Поле Артур помнит как сегодня. Он заступил в ночную смену и вышел на осмотр грузового поезда, который готовили для перевозки опасного груза.
«Состав был из 75 вагонов, мы с напарником, как обычно, с двух сторон внимательно осматривали каждую деталь. Я прошёл половину состава, когда в глаза бросился подозрительный вагон. Внимание привлекло то, что на колесо был нанесён толстый слой краски, которая местами свисала хлопьями. Ударил контрольным молотком по колесу и услышал ответный слегка приглушённый звук. Он был еле уловимый, так что неопытный работник мог запросто пройти мимо. Я попробовал обстучать обод колеса, и вдруг краска начала отлетать в стороны. После этого встревожился не на шутку, понял, что дело неладное».
С помощью молотка Артур начал осторожно обстукивать краску, чтобы не повредить колесо, и постепенно его взору предстала нелицеприятная картина – водильное отверстие. Колёсные пары с такими отверстиями широко применяли до 2000 года, затем их выпуск был запрещён после ЧП на Свердловской дороге, где произошёл сход 11 грузовых вагонов.
«Как могло такое получиться, ведь с тех пор прошло больше 20 лет? – удивляется Артур. – Думаю, что дело в недобросовестности работников завода-изготовителя, которые в целях наживы пренебрегли безопасностью, человеческими жизнями. Водильное отверстие заварили металлом, а чтобы скрыть сей факт, нанесли на него толстый слой краски. Хотел бы я посмотреть в глаза человеку, который завальцовывал это отверстие».
В целом на осмотр подозрительного колеса у Артура ушло около 30 минут. Обнаружив подделку, грозившую серьёзными последствиями, а тем более поезду с опасным грузом, Артур сообщил о случившемся оператору ПТО, поставил в известность начальника депо. После этого собрал возле вагона всю дежурную смену, показал наглядно, какие вагоны не должны ходить на путях общего пользования.
«Меня в тот момент охватили противоречивые чувства – с одной стороны, был доволен результатом осмотра, а с другой – на душе был неприятный осадок из-за такой человеческой халатности. Вот с неисправностями боковых рам мне приходится иметь дело довольно часто, а обнаружить колёсную пару с водильным отверстием довелось впервые. У меня в смене есть осмотрщики, которые уже 30 лет в профессии, и то они были в шоке от увиденного».
В итоге неисправный вагон отцепили, а сомнительную колёсную пару отправили на дополнительное обследование. Вскоре подозрения старшего осмотрщика полностью подтвердились, и за проявленную бдительность он получил денежное вознаграждение.
Артур признаётся, что выявить серьёзный дефект ему помогла исключительная внимательность и в неменьшей степени профессиональная интуиция. Подозрительный вагон сразу бросился ему в глаза, из 300 колёсных пар в составе только эта, со следами краски, заставила остановиться.
Артур Ильдарович работает вагонником не так давно, с 2014 года, а позвал его работать в вагонное депо двоюродный брат. Интересная и необычная профессия сразу пришлась Артуру по душе. Этому поспособствовал и замечательный наставник – Антон Клепиков, у которого он обучался в дорожном центре в Самаре. Основной упор в ходе обучения делался на практические занятия, что положительно сказалось на дальнейшем профессиональном росте осмотрщика. Довольно быстро, через два года, Артура назначили старшим осмотрщиком-ремонтником вагонов. Кроме этого, он является общественным инспектором, следит за безопасностью работы смежных служб.
Особенных секретов при осмотре вагонов у него нет, работает с обычным набором осмотрщика, описанным практически в каждом пособии и специальной литературе: смотровое зеркало, фонарик, специальные штыри для соскабливания подозрительных поверхностей. Бывает, что приходится применять для выявления трещин цветной керосин или магнитный порошок, но это скорее исключение из правил.
Случай с дефектным вагоном стал предметом обсуждения на Дне культуры безопасности, состоявшемся 28 сентября в Круглом Поле под председательством начальника Куйбышевской дороги Вячеслава Дмитриева. Руководитель магистрали отметил незаурядные действия осмотрщика-ремонтника вагонов Артура Мусина и выразил ему благодарность за проявленную бдительность.