В нужном месте и в нужное время
Алексей Рокутов, осмотрщик-ремонтник производственного участка ПТО станции Кропачёво вагонного эксплуатационного депо ЧелябинскПять вагонов в сошедшем состоянии обнаружил осмотрщик-ремонтник производственного участка ПТО станции Кропачёво вагонного эксплуатационного депо Челябинск Алексей Рокутов при осмотре грузового поезда 2 октября. За проявленную бдительность 11 октября начальник дороги объявил ему благодарность.
В тот день Алексей Рокутов работал в дневную смену и выполнял обычную работу согласно технологии обслуживания подвижного состава.
В 12 часов 07 минут местного времени на 17-й нечётный путь приёмо-отправочного парка станции Кропачёво со стороны Челябинска прибыл грузовой поезд № 2339, состоящий из 67 вагонов общим весом почти 6300 тонн. Через пятнадцать минут в соответствии с требованиями ТРА станции сигналист закрепил состав восемью тормозными башмаками. Дело в том, что во время прохода этого поезда по станциям Тундуш и Бердяуш по сигналу «тревога 0» сработали приборы КТСМ-02, которые показали нагрев букс у двух вагонов. Эту информацию получил оператор пункта технического осмотра, который по инструкции должен направить к этим вагонам осмотрщика-ремонтника, чтобы проверить исправность буксовых узлов, выяснить причину нагрева и исключить вероятность поломки.
– В этот момент я был свободен, поэтому, после того как движенцы закрепили состав, оператор направил меня проверить техническое состояние буксовых узлов указанных вагонов, – вспоминает подробности того случая наш собеседник.
В эту смену Алексей Иванович значился хвостовым осмотрщиком и поэтому начал движение к неисправным вагонам с хвоста поезда. Подошёл к седьмому вагону, снял крышку буксы и внимательно осмотрел узел. Подобную технологическую операцию ему приходилось выполнять уже неоднократно. На этот раз всё было в порядке, видимых причин неисправности в узле железнодорожник не обнаружил.
– Когда докладывал по рации оператору о проделанной работе, то заметил, что разрядилась батарея, и поэтому сказал, что мне необходимо вернуться на ПТО и заменить питание, – продолжает осмотрщик.
Он пошёл вдоль поезда, по привычке осматривая подвижной состав на предмет неисправности или дефекта. И вдруг через пару минут перед ним предстала картина, видом которой железнодорожник был шокирован: несколько вагонов стояли колёсами не на рельсах, а в колее. Алексей Иванович насчитал пять подвижных единиц, которые одновременно находились в сошедшем состоянии.
– Для меня это было настолько необычно, что, честно говоря, просто не поверил своим глазам. Мне кажется, что на моём месте, увидев колёсные пары на земле, в замешательство пришёл бы даже человек со стальными нервами, – подчёркивает наш собеседник.
В голове у него была только одна мысль: чтобы не допустить большей беды, необходимо как можно быстрее предупредить соответствующие службы о чрезвычайном происшествии в приёмо-отправочном парке. Осмотрщик тут же вызвал по сотовому телефону оператора ПТО и доложил, что в поезде
№ 2339 пять гружёных вагонов сошли с рельсов. Тот в свою очередь поставил в известность дежурного по станции, чтобы с этим составом не предпринимали никаких действий. Только после того как предпринял все необходимые меры предосторожности, Рокутов смог облегчённо вздохнуть и с чувством исполненного долга продолжить дальше выполнять свои служебные обязанности.
Техническая комиссия в ходе расследования выяснила, что сход 56-го вагона с головы поезда произошёл в левой кривой с раскантовкой правого упорного рельса и с дальнейшим сходом ещё четырёх единиц подвижного состава. В результате повреждено 80 метров пути, 15 деревянных и 4 железобетонные шпалы.
Станция Кропачёво – транзитная. Согласно принятой технологии, здесь происходит смена электровоза или локомотивной бригады. В данном случае менялась только локомотивная бригада, и после опробования тормозов этот состав должен был отправиться дальше по маршруту. Но этого, к счастью, не произошло.
Алексей Рокутов работает в должности совсем немного – чуть больше года, но на железной дороге далеко не новичок. До этого трудился в Бердяушской дистанции электроснабжения электромонтёром контактной сети.
– Так сложились обстоятельства, что пришлось сменить род деятельности. Теперь вот стараюсь освоить специальность вагонника. И сразу такое ЧП. Конечно, приятно осознавать, что мне, начинающему осмотрщику, удалось предотвратить серьёзное транспортное происшествие и получить за это благодарность от руководства дороги. Но с моей точки зрения, в этом поступке нет ничего из ряда вон выходящего. Чтобы обнаружить такой сход, не надо обладать какими-то особыми профессиональными навыками. Просто именно я оказался, как говорится, в нужном месте и в нужное время. От меня в тот момент требовалось одно – своевременно сообщить о ЧП, что я и сделал. Уверен, так поступил бы любой железнодорожник. Это наша первейшая обязанность, – заключает Алексей Рокутов.