Профессия пробует на излом Волжская магистраль

Профессия пробует на излом

Николай Шутихин, контролёр состояния железнодорожного пути Мурашинской дистанции инфраструктуры Горьковской дирекции инфраструктуры

Контролёр пути вовремя остановил грузовой поезд

«Это моя работа, - коротко ответил Николай Шутихин, контролёр состояния железнодорожного пути Мурашинской дистанции инфраструктуры, когда корреспондент «ВМ» попросил рассказать об обнаруженном им изломе рельса. – Хожу по перегонам, осматриваю путь. Когда выявляю неисправности, либо ограничиваю скорость, либо закрываю движение».

И всё же излом – случай нерядовой. И не всегда очевидный. Можно и проглядеть, соглашается со мной Николай Шутихин. Например, зимой, когда много снега и пути заметает по головку рельса. В здешних краях, на Сусоловском однопутном участке Горьковской железной дороги, метели не редкость.

15 декабря был обычный рабочий день. Перегон Панасюк – Октябрьский. От дорожного мастера Николай Шутихин получил задание измерить во время планового осмотра зазоры в стыках. Предстояло пройти девять километров – до места, где будет посадка на рельсовый автобус.

Свой участок контролёр пути, что называется, знает в лицо. 260-й километр. Вот здесь на девятом пикете – две вставки рельсов («рубки» - называют их путейцы), а значит, три зазора, которые надо измерить. Первый. Второй. Третий. И вдруг метров через десять – ещё один, которого быть не должно. Разгрёб снег – оказалось, излом рельса: в месте контактной сварки, вне стыка, с раскрытием на 30 мм. Излом свежий: примерно полтора часа назад по перегону благополучно проследовал чётный грузовой поезд.

- Головка, шейка, подошва – всё лопнуло, полностью, наискосок, под углом 45 градусов. Я услышал, что идёт поезд. Только непонятно было, с какой стороны. Потом разобрался, пошёл навстречу. Сигнальные флажки и нарукавники сигналиста всегда со мной. Грузовой по моим сигналам остановился, - рассказывает Николай Шутихин.

В этих глухих местах сотовая связь не всегда действует. Уже из кабины машиниста он связался по рации с дежурным по станции Панасюк. Выдал предупреждение об ограничении скорости до 5 км в час – для пропуска грузового поезда. И наблюдал за тем, как тот проходит через опасное место. После этого движение на перегоне закрыли.

Ну а дальше в процесс включились другие работники дистанции. На мотовозе приехала бригада: автомобилем на перегон не добраться, дороги нет. Вырезали дефектное место, установили рельс длиной 9 метров. Поставили его на накладки, закрутили на полное количество болтов - и открыли движение.

- Николай Алексеевич, а не было страха, что не успеете остановить поезд? – совершенно по-дилетантски спрашиваю я своего собеседника.

- Страха не было. Не в первый раз. На моей памяти достаточно много обнаруженных неисправностей. Главное - конкретно определить, с какой стороны идёт поезд, - отвечает Шутихин.

На железной дороге он работает 26 лет: пришёл сюда, когда закрылся лесопункт. Был монтёром пути, более десяти лет - бригадиром. Тяжёлый труд, не скрывает Николай Шутихин, особенно раньше, когда был «деревянный» путь. Сейчас полегче стало: его переложили на бетонное основание. Последние десять лет Шутихин работает контролёром пути.

- Очень ответственный человек, отличный работник, - говорит о нём заместитель начальника дистанции по кадрам и социальным вопросам Татьяна Шамова. – Заметно его стремление пополнять знания, повышать квалификацию. Не случайно уже через два года работы монтёром пути его назначили бригадиром. Его участок Пинюг – Панасюк сложный. Рельсовое хозяйство постарше, чем на других перегонах. Расстояние между станциями – 20 км, с чем связаны некоторые особенности организации работ в таких местах. Излом, обнаруженный Николаем Шутихиным 15 декабря прошлого года, не первый в его практике. Три года назад на этом перегоне был такой же случай.

Как мне потом пояснили специалисты Мурашинской дистанции инфраструктуры, дефект в подошве рельса, который привёл к излому на 260 км, средствами дефектоскопии не определить.

Контролёру состояния железнодорожного пути Николаю Шутихину объявлена благодарность начальника Горьковской дирекции инфраструктуры. «За добросовестный труд на железнодорожном транспорте, образцовое выполнение служебных обязанностей и обеспечение безопасности движения» - отмечено в приказе.
Автор: Марина Галкина