Волжская магистраль

На работу хотелось идти

Константин Фуфлыгин, машинист-инструктор, в настоящий момент на пенсии

Машинист-инструктор Горьковской дороги получил государственную награду

Фуфлыгин 1.jpg

На прошлой неделе в Москве в рамках сетевого совещания генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров наряду с другими работниками компании отметил и машиниста-инструктора локомотивного депо Горький-Сортировочный – Константина Фуфлыгина.

Указом президента РФ Владимира Путина за многолетнюю добросовестную работу он был удостоен медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Мы позвонили Константину Юрьевичу, чтобы узнать, как он встретил это событие, и услышали в трубке скромное: «Спасибо, что отметили, не забыли». Такой сдержанной оценкой своего труда железнодорожники отличались всегда. Но стоит отметить, что специалистов уровня Константина Юрьевича на дороге очень немного. В этом году после 35 лет работы он вышел на заслуженный отдых. И за всё это время у него была только одно место работы в трудовой книжке – пункт подмены локомотивных бригад Владимир. Ни одного случая брака. Высокие технические знания тепловоза ЧМЭ3, профиля пути и ТРА станций. Умение работать в сложных условиях. Серьёзные результаты: в 2017 году экономия дизельного топлива колонны Константина Фуфлыгина составила 9956 кг, в 2018-м – 10 028 кг, в 2019-м – 8984. Но, пожалуй, главный показатель его работы – более 40 подготовленных машинистов.

Константин Фуфлыгин родился и вырос в Коврове. Окончил Ковровский механический техникум транспортного строительства, а в 1983 году был призван в армию. Крепкого парня с ростом под метр девяносто отправили не куда-нибудь, а прямиком на Северный флот, в Баренцево море. Служба была суровой, но, по словам Константина, для него это было счастливое время. Здесь в звании старшины он впервые попробовал себя в роли командира и закалил характер. Вернувшись домой, будущий машинист сразу же приступил к работе в локомотивном депо Владимир. Начал трудиться слесарем по ремонту подвижного состава. Но уже через полгода из-за нехватки рабочих рук был переведён помощником машиниста. Учился «с колёс». Работал на тепловозе серии 2ТЭ10 на участке Петушки – Гороховец – Муром.

– Долгое время «сидел» в помощниках, освоить профессию не стремился, – честно и критически о себе молодом говорит Константин Фуфлыгин. – Горячий был, молодой. И неизвестно, что бы из меня получилось, если бы не мой машинист-инструктор Николай Павлович Тильков. Жизнь подарили родители, а человека из меня сделал он.

В те первые годы наставник проявил к парню терпение, а подловив удобный момент, отвёз его в Горький, где тот наконец сдал экзамен на право управления локомотивом. Первая поездка в качестве машиниста была днём, а вот вторую, ночную, Константин запомнил надолго. Говорит, после неё пришёл домой и упал. В ту ночь ему пришлось переправить пассажирские вагоны из Восточного парка станции Ковров в Муром. Работавший ранее исключительно на грузовом движении, он в полной мере ощутил разницу его с пассажирским. Но тем не менее признаётся, на работу хотелось идти.

– Это же техника. 6000 лошадиных сил. И ты ей управляешь! – говорит Константин. – Случалось с Северной дороги брали поезда весом по 5 тыс. тонн и больше, и всегда было интересно – смогу, не смогу. Проверял и себя на прочность.

В 2003 году он стал машинистом первого класса. По его мнению, это – определённый знак качества: ты уже не имеешь права на ошибку, брак, отказы. А у Константина их и не было. Машинист работал бы и дальше, но вскоре по состоянию здоровья был переведён на должность машиниста-инструктора. Говорит, отработал в этом статусе 17 лет и три месяца. Какая точность! Почему-то сразу подумалось – наверное, при такой нагрузке каждый месяц и год на счету, но Константин Юрьевич пояснил: просто профессия накладывает отпечаток. И дело не только в дисциплине. По долгу службы машинист-инструктор должен знать и помнить очень многое. К примеру, все дни рождения своих подопечных. А в колоннах Константина Фуфлыгина бывало от 28 до 46 человек. В отношении со своими помощниками и машинистами он всегда был строг. Считает, что хороший инструктор для своих подопечных, как отец родной. Поможет. Подскажет. А где-то и накажет, чтобы в будущем молодой машинист не наделал ошибок. По его мнению, на железной дороге – не до улыбок. Ты несёшь ответственность за жизни людей, сохранность груза и дорогостоящей техники.  

– Моя задача, чтобы все пришли домой с деньгами, с зарплатой. Чтобы она никаким образом у них не была урезана. Живыми, здоровыми. Ведь локомотивы – это машины большие, здесь надо быть осторожным, – говорит Константин Юрьевич.

Кроме того, в обязательном порядке он требовал знать ПТЭ, положенные инструкции, устройство локомотива. А ещё – читать и развиваться в профессии. В коллективе слово Константина Юрьевича всегда имело авторитет. Понимая это, и мы спросили его, какие шаги следует предпринять, чтобы возродить престиж профессии машиниста. По его словам, в первую очередь, увеличить зарплату. Сделать её такой, чтобы человек держался за работу всеми руками. Обновить парк тепловозов, многие из которых работают с момента его прихода в депо, с 1986 года. Ведь работать с опаской, что сейчас что-то выйдет из строя, очень нелегко. Кроме этого, ветеран дороги призывает машинистов заботиться о своём здоровье, находить время на отдых и любимое занятие по душе – рыбалку, спорт или сад, чтобы возвращаться на работу отдохнувшим и полным сил.