На правильной дороге Восточно-Сибирский путь

На правильной дороге

Андрей Дармодехин, ведущий инженер Восточной дирекции по эксплуатации путевых машин

Железнодорожник из Иркутска Андрей Дармодехин стал лауреатом всероссийского конкурса «Инженер года»

Церемония награждения состоялась в начале апреля в актовом зале Научно-исследовательского и конструкторского института химического машиностроения (НИИхиммаш). И место действия для ведущего инженера Восточной дирекции по эксплуатации путевых машин имело особое значение.

Без малого 24 года назад Андрей защитил на химико-металлургическом факультете Иркутского государственного технического университета диплом по производству высокооктановых бензинов на установке каталитического риформинга через замену катализаторов, режимов работы и другие изменений технологии. В своей работе он показал, как можно на 20% увеличить выход качественного бензина. Тогда эту отрасль он рассматривал как дело всей своей жизни. Но в жизни российских выпускников в те годы случались порой такие зигзаги, о самой возможности которых они при получении дипломов никак не подозревали.

Уже через три года после выпуска инженер с высшим образованием вышел на работу в Тулунскую дистанцию пути в качестве монтёра пути 2-го разряда. Не желая посвящать в детали, андрей говорит, что на переезд в Иркутскую область ему с молодой женой Оксаной пришлось пойти из-за сложной ситуации в нефтехимической отрасли тех лет.

«Думаете, не повезло? – переспросил меня Дармодехин. – Я так не считаю. Мне всю жизнь везёт – на людей, которых встречаю. На опыт, который получаю. Знаете, кто был главным инженером в Тулунской дистанции? Правильно: Олег Валентинович Фатиков. А первым наставником в путевом хозяйстве стал бригадир Евгений Курокин, за которым я хвостом ходил, чтобы вобирать те практические знания, которые оказались бесценны. Это он мне дал азы бригадирской работы».

О своих учителях Андрей может рассказывать долго. Именитые дорожные мастера, начальники дистанций, начальники служб, даже начальник департамента ОАО «РЖД» – все, кто встречался на пути давали нужные уроки.

Но и он старался возвращать полученное от них дороге. И первый свой серьёзный ответ помнит, как будто это было вчера. Произошло это уже после того, как Андрей перевёлся в Иркутск-Сортировочную дистанцию и здесь снова стал общественным инспектором по безопасности движения. 24 февраля 2007 года бригадир пути Дармодехин во время обхода заметил обрыв подвески триангля у проходящего состава. Не с первого раза, но по его сигналу поезд остановили. Страшно подумать, что могло тогда случиться, если бы состав поехал дальше. Наградой стали именные часы начальника дороги. А ещё через пять лет ему присвоили звание «Лучший инспектор по безопасности движения поездов».

По натуре Андрей новатор. Видимо поэтому регулярным вкладом в общее дело подъёма дороги стали рационализаторские предложения. Их у него больше двадцати. Суммарный экономический эффект – за полмиллиона рублей.

«Даже не знаю, – признаёт он, – какое из них ближе или дороже. Все в своё время пригодились в работе многим людям на дороге. Вот хоть вспомнить одно из первых своих рацпредложений...»

Бригадирами при проведении промеров стрелочных переводов заполняется книга промеров ПУ-29. В ней есть «шапка», в которой прописываются нормативы стрелочных переводов: «И их надо было постоянно заполнять вручную. Что я сделал? По формату изготовил два штампа – на допуски и на шаблоны. И если раньше люди теряли на писанину около часа, то теперь на это стало уходить минут 10».

Активного путейца заметили. Сначала его пригласили в службу пути Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры, а потом во вновь созданную Восточную дирекцию по эксплуатации путевых машин. Здесь поле деятельности – четыре магистрали. Времени для новаторского творчества, конечно, поменьше: «Дальний Восток за два часа до нас начинает работать. После нас Красноярск ещё час работает, и Москва – ещё пять часов. Физически не успеваю оформить то новое, что вношу в практику».

Реальный вклад в дорогу не стал меньше, просто теперь новации от Дармодехина стали иными. Касаются они, например, таких дополнений в регламенты, которые делают взаимодействие отраслевой машины и проще, и более слаженными.

Да, они не такие броские, но вот это-то инженера не очень-то волнует.

Однажды, при расставании на несколько лет, отец, фотокор бамовской газеты, наказал ему: «Будут в школе тройки, четвёрки или пятёрки – не это главное. Главное – какую пользу ты извлечёшь из знаний. Старайся быть, а не казаться».

И эту науку Андрей запомнил. Хотя школу в посёлке Магистральный он, кстати, закончил без троек, а профессиональную переподготовку по специализации «Железнодорожный путь и путевое хозяйство» – с красным дипломом. Но вот разницу между «быть» или «казаться» запомнил на всю жизнь. Потому и железная дорога, где пропасть между первым и вторым скрыть невозможно, стала той дорогой, на которой он чувствует себя уверенно.
Автор: Владимир Медведев