Спасти десятки жизней
Наталья Лукошкина, дежурная по переезду Арзамасской дистанции путиТо, что произошло 18 января 2022 года на железнодорожном переезде станции Бобыльская, с первого взгляда может показаться обычным происшествием. Однако последствия, которые оно могло повлечь, исчислялись бы десятками жизней. За минуту до описываемых далее событий поступило оповещение о приближающемся пассажирском поезде…
В 01.59 грузовой автомобиль марки FAW во время пересечения железнодорожных путей поднятым кузовом оборвал контактные провода. Рваные линии сети раскидывали искры, стоял грохот, который давил на перепонки. В будке дежурной стало светло, как днём.
– Всё произошло в одно мгновение. После услышанного хлопка и яркой вспышки я выбежала на веранду. Водителю грузовика стала подавать знаки к остановке, – возвращается воспоминаниями в ту ночь Наталья. – Сразу же включила заградительную сигнализацию, так как автомобиль остановился в негабарите второго главного пути. Я просто кричала ему, чтобы он меня услышал. Он остановился. Основные высоковольтные провода он не задел. Просто не успел. Несколько раз водитель пытался вылезти из кабины, но я каждый раз его останавливала. Провода повисли между кабиной и кузовом и всё ещё были под напряжением. Он мог просто погибнуть, встав ногами на землю.
Дежурная по переезду сообщила о произошедшем диспетчеру дистанции пути, дорожному мастеру и бригадиру по текущему содержанию и ремонту пути и ИССО линейного участка № 9. Благодаря оперативному сообщению железнодорожницы также на место происшествия выехали специалисты ЭЧК, которые отключили напряжение. Прибыли на переезд и полицейские и долго беседовали с водителем. Пьян он не был. Наталья считает, что причиной такой невнимательности виновника ЧП стала усталость.
В начале этого года во Владимирской области приступили к строительству трассы М-12 Москва – Казань. Грузовики со строительными материалами ездят через переезд и днём, и ночью.
В 02.30 движение поездов по первому главному пути было открыто, а в 03.05 – по обоим главным путям. Сухие факты. Они, конечно, не передадут того накала, который был в тот момент. Хотя Наталья признаётся, что паники у неё не было. Смятение пришло уже после устранения последствий ЧП и открытия движения по участку.
– В такие моменты действовать необходимо практически «на автомате». Действия дежурного при возникновении ЧП прописаны в должностных инструкциях. Я после этого случая долго не могла прийти в себя. Главное – приближающийся поезд был остановлен, а водитель грузовика остался жив, – говорит Наталья.
За проявленную бдительность дежурная по железнодорожному переезду удостоена знака «За безопасность движения». Награждение проходило во время весеннего комиссионного осмотра Горьковской магистрали.
– Когда начальник дороги жал мне руку и благодарил за работу, у меня стоял ком в горле. Ведь это моя первая награда, – признаётся железнодорожница.
На Горьковскую железную дорогу Наталья пришла почти 15 лет назад. Привела детская мечта. Ещё девчонкой она говорила маме, что вырастет и станет проводницей.
– А мама по-доброму надо мной смеялась. Наверное, думала, что это всё пройдёт, – говорит Наталья.
Но проводницей она не стала. Окончив техникум и получив специальность бухгалтера, работать стала в магазине на привокзальной площади. Предложение о работе на железной дороге она получила от знакомого железнодорожника, который часто покупал продукты в её магазине. Прошла медкомиссию, обучение, съездила на курсы в Алатырь и приступила к своим обязанностям.
– Я люблю свою работу. Мне очень повезло найти дело по душе. Когда только устроилась на магистраль, с нетерпением ждала рабочего дня. Конечно, есть трудности. Одна из самых главных – хамство водителей. Нередко в свой адрес мы слышим оскорбления. Из-за строительства трассы поток машин возрос. Водители нынче пошли какие-то невоспитанные, что ли? Почти каждый день шлагбаумы летят в щепки. Сшибают. Для многих правил просто не существуют.
Один из таких случаев в практике Натальи произошёл в 2015 году. Это была дневная смена. Водитель КамАЗа выехал на железнодорожный переезд, несмотря на запрещающие показания автоматической переездной сигнализации. В результате был сбит шлагбаум, а автомобиль остановился на путях. Дежурная по переезду оперативно среагировала на ЧП – включила заградительную сигнализацию и известила о случившемся все оперативные службы и должностные лица Арзамасской дистанции пути.
В 2017 году при пересечении железнодорожного переезда у легкового автомобиля «Лада» отвалилось колесо. Благодаря чётким действиям дежурной по переезду Лукошкиной возможного происшествия удалось избежать. Автомобиль с проезжей части переезда был убран.