Спасти десятки жизней Волжская магистраль

Спасти десятки жизней

Наталья Лукошкина, дежурная по переезду Арзамасской дистанции пути

Наталья Лукошкина награждена знаком «За безопасность движения»

То, что произошло 18 января 2022 года на железнодорожном переезде станции Бобыльская, с первого взгляда может показаться обычным происшествием. Однако последствия, которые оно могло повлечь, исчислялись бы десятками жизней. За минуту до описываемых далее событий поступило оповещение о приближающемся пассажирском поезде…

В 01.59 грузовой автомобиль марки FAW во время пересечения железнодорожных путей поднятым кузовом оборвал контактные провода. Рваные линии сети раскидывали искры, стоял грохот, который давил на перепонки. В будке дежурной стало светло, как днём.

– Всё произошло в одно мгновение. После услышанного хлопка и яркой вспышки я выбежала на веранду. Водителю грузовика стала подавать знаки к остановке, – возвращается воспоминаниями в ту ночь Наталья. – Сразу же включила заградительную сигнализацию, так как автомобиль остановился в негабарите второго главного пути. Я просто кричала ему, чтобы он меня услышал. Он остановился. Основные высоковольтные провода он не задел. Просто не успел. Несколько раз водитель пытался вылезти из кабины, но я каждый раз его останавливала. Провода повисли между кабиной и кузовом и всё ещё были под напряжением. Он мог просто погибнуть, встав ногами на землю.

Дежурная по переезду сообщила о произошедшем диспетчеру дистанции пути, дорожному мастеру и бригадиру по текущему содержанию и ремонту пути и ИССО линейного участка № 9. Благодаря оперативному сообщению железнодорожницы также на место происшествия выехали специалисты ЭЧК, которые отключили напряжение. Прибыли на переезд и полицейские и долго беседовали с водителем. Пьян он не был. Наталья считает, что причиной такой невнимательности виновника ЧП стала усталость.

В начале этого года во Владимирской области приступили к строительству трассы М-12 Москва – Казань. Грузовики со строительными материалами ездят через переезд и днём, и ночью.

В 02.30 движение поездов по первому главному пути было открыто, а в 03.05 – по обоим главным путям. Сухие факты. Они, конечно, не передадут того накала, который был в тот момент. Хотя Наталья признаётся, что паники у неё не было. Смятение пришло уже после устранения последствий ЧП и открытия движения по участку.

– В такие моменты действовать необходимо практически «на автомате». Действия дежурного при возникновении ЧП прописаны в должностных инструкциях. Я после этого случая долго не могла прийти в себя. Главное – приближающийся поезд был остановлен, а водитель грузовика остался жив, – говорит Наталья.

За проявленную бдительность дежурная по железнодорожному переезду удостоена знака «За безопасность движения». Награждение проходило во время весеннего комиссионного осмотра Горьковской магистрали.

– Когда начальник дороги жал мне руку и благодарил за работу, у меня стоял ком в горле. Ведь это моя первая награда, – признаётся железнодорожница.

На Горьковскую железную дорогу Наталья пришла почти 15 лет назад. Привела детская мечта. Ещё девчонкой она говорила маме, что вырастет и станет проводницей.

– А мама по-доброму надо мной смеялась. Наверное, думала, что это всё пройдёт, – говорит Наталья.

Но проводницей она не стала. Окончив техникум и получив специальность бухгалтера, работать стала в магазине на привокзальной площади. Предложение о работе на железной дороге она получила от знакомого железнодорожника, который часто покупал продукты в её магазине. Прошла медкомиссию, обучение, съездила на курсы в Алатырь и приступила к своим обязанностям. 

– Я люблю свою работу. Мне очень повезло найти дело по душе. Когда только устроилась на магистраль, с нетерпением ждала рабочего дня. Конечно, есть трудности. Одна из самых главных – хамство водителей. Нередко в свой адрес мы слышим оскорбления. Из-за строительства трассы поток машин возрос. Водители нынче пошли какие-то невоспитанные, что ли? Почти каждый день шлагбаумы летят в щепки. Сшибают. Для многих правил просто не существуют.

Один из таких случаев в практике Натальи произошёл в 2015 году. Это была дневная смена. Водитель КамАЗа выехал на железнодорожный переезд, несмотря на запрещающие показания автоматической переездной сигнализации. В результате был сбит шлагбаум, а автомобиль остановился на путях. Дежурная по переезду оперативно среагировала на ЧП – включила заградительную сигнализацию и известила о случившемся все оперативные службы и должностные лица Арзамасской дистанции пути.

В 2017 году при пересечении железнодорожного переезда у легкового автомобиля «Лада» отвалилось колесо. Благодаря чётким действиям дежурной по переезду Лукошкиной возможного происшествия удалось избежать. Автомобиль с проезжей части переезда был убран.
Автор: Вера Гараева