Молниеносное решение Восточно-Сибирский путь

Молниеносное решение

Леонид Мурга, начальник участка Слюдянской дистанции пути ВСЖД

Леонид Мурга выявил излом рельса и организовал устранение дефекта пути

Этот день начинался совершенно обычно. Бригада Леонида Мурги, вооружившись путевыми гайковёртами КШГ и материалом для смены дефектных частей узлов ЖБР, выдвинулась на перегон Глубокая – Андриановская.

Находясь в кабине рабочего поезда, Леонид Евгеньевич привычно скользил взглядом по рельсовой нитке, по скреплениям. Эта выработанное многими годами правило не раз помогало вовремя увидеть непорядок. Вот и теперь один из рельсовых стыков показался подозрительным.

«На нём была видна деформация, – вспоминает начальник участка. – Головка рельса казалась выгнутой вверх. Впрочем, сомнения всё же оставались, ведь поезд шёл на скорости более 50 километров в час».

Леонид Мурга остановил встречный рабочий поезд и вместе со своими работниками и необходимым инструментом вернулся к месту обнаружения. Тут уже все сомнения отпали: произошёл излом рельса.

«Стык работал на смятие, туда шёл постоянный удар, – рассказывает путеец. – И самое главное, что из-за скачка температуры и таяния произошёл резкий выплеск. Как следствие – принимающий конец разрушился».

На ликвидацию проблемного стыка понадобилось всего 50 минут.

«Сделали бы и быстрее, но пришлось везти рельсосверлильный станок из Большого Луга, – говорит Леонид. – Привезли СТР, просверлили, поставили накладки и меньше чем через час поезда снова пошли с установленной скоростью».

Уже впоследствии, когда началось выяснение обстоятельств происшедшего, один из проверяющих сказал ему: «Ты не мог увидеть неисправность на ходу». На это начальник участка возразил: «Я на ходу вижу недобитые костыли, боковые и вертикальные уступы. Я знаю, как выглядит стык, когда он исправен и когда неисправен».

Подтверждением этому являются многочисленные примеры, когда его бдительность спасала от крайне неприятных ситуаций. То он увидит задымление под тележкой локомотива, то волочащийся под вагонами кабель, то оборвавшуюся трубу пескопровода.

Кстати сказать, сам Леонид Мурга ничего героического в этом не видит: «Помните, как говорил персонаж Леонида Быкова: «Сбивать самолёты противника – это не подвиг, а, так сказать, обязанность истребителя», – цитирует он фразу из любимого фильма «В бой идут одни старики». – Вот и обнаружение неисправностей – долг и прямая обязанность путейца».

Горно-перевальный участок от Большого Луга до Слюдянки – привычное место работы укрупнённой специализированной бригады под руководством Леонида Мурги. Но не только. Он рассматривает его, как естественный опытный полигон, на котором должны совершенствоваться конструкции пути.

«У меня здесь всё в рабочем состоянии, всё на глазах, – объясняет начальник участка. – Я уже некоторые вещи могу предугадать, что и как будет происходить».

Этим опытом он щедро делится с коллегами. В том числе и на страницах специальных изданий. В апрельском номере журнала «Путь и путевое хозяйство» вышла публикация на крайне актуальную тему: «Анализ повреждаемости элементов верхнего строения пути и способы их упрочнения».

В ней дан подробный разбор причин выхода из строя деталей скрепления ЖБР-65ПШМ. Описание снабжено фотографиями, на которых наглядно видны характерные разрушения элементов конструкции пути.

Среди авторов публикации – маститые учёные из Российского университета транспорта (МИИТ) и Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта. Но фамилия Мурги в этом списке указана первой. И это понятно: без его знаний и опыта эта публикация попросту не состоялась бы.

«Мой интерес какой? – поясняет Леонид Евгеньевич. – Мне бы очень хотелось, чтобы связь науки и производства, которая была когда-то, восстановилась. Пока же у нас они идут зачастую разными путями».

Автор: Сергей Кулыгин