Спас «Ермак» от столкновения Восточно-Сибирский путь

Спас «Ермак» от столкновения

Яков Клебан, машинист эксплуатационного локомотивного депо Иркутск-Сортировочный

Наблюдательность машиниста помогла избежать трагедии и вскрыть системную проблему

Неисправность стрелочного перевода на станции Андриановская 22 июня обнаружил машинист эксплуатационного локомотивного депо Иркутск-Сортировочный Восточно-Сибирской железной дороги Яков Клебан.

Смена Якова и его помощника Владимира Козачука начиналась по привычному сценарию. Локомотив-толкач под их управлением – трёхсекционный «Ермак» – поставили в голову контейнерного поезда. Составу из 72 вагонов общей массой под 4,5 тысячи тонн, который тронулся со станции Большой Луг, предстояло преодолеть затяжной подъём в сторону Андриановской.

На подходе к конечному пункту поездки дежурный по станции Иван Николаев сообщил, что состав примут на второй путь, где придётся остановиться в ожидании удаления впереди идущего состава.

Поезд постепенно терял скорость, когда машинист заметил, что остряки стрелочного перевода стоят не по маршруту. Оставалось только экстренно затормозить. Прокатившись 151 метр до полной остановки, грузовик выехал на встречный путь, по дороге взрезав стрелку.

«Действовали согласно инструкции, – замечает Яков Клебан. – Сообщили дежурному по станции о происшествии, предупредили встречные и попутные поезда». И предотвратили трагедию: по тому же пути со стороны Слюдянки приближался грузовой состав. Затормозил он, когда до оказавшегося на «встречке» поезда оставалось 500 метров.

Позднее выяснилось, что виной всему стал блок магнитоуправляемых герметизированных контактов плюсового положения стрелочного электропривода СП-6МГ. Теперь такие детали предписано заменить на всей сети железных дорог.

Люди – в отличие от техники – свою работу выполнили. И в этом, как и в биографии нашего собеседника, есть предопределённость. Яков Клебан, выросший в Черемховском районе, в школе твёрдо решил, что станет железнодорожником.

«Детали уже не помню – может быть, увидел какую-то интересную передачу или фильм, – рассказывает он. – Но класса с девятого или десятого я точно знал, кем хочу быть».

Потом была учёба на строителя железных дорог в колледже, армия, ИрГУПС. В Черемхове Клебан работал путейцем на ветке к Касьяновской обогатительной фабрике. Переехав в Иркутск, прошёл курсы помощника машиниста и в июне 2013 года был принят в локомотивное депо. А 11 ноября 2020-го стал машинистом.

«Работа хорошая, это не офис, где сидишь с утра до вечера, – отмечает герой «Доски почёта». – Привлекают разнообразие и сама возможность водить поезда. Причём мне больше нравится ездить до Слюдянки, чем до Зимы – перед тобой открывается просто невероятный ландшафт, особенно когда спускаешься к Байкалу».

Завораживающий пейзаж, впрочем, от дела не отвлекает: «Это уже привычка – всегда наблюдаю за маршрутом, который готовится. Стараюсь быть готовым к тому, что не всё может пойти гладко».

Автор: Егор Щербаков