Назад в будущее
Владимир Протасов, машинист тепловоза эксплуатационного локомотивного депо СеннаяМашинист тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Сенная Владимир Протасов стал первым на Приволжской дороге обладателем редкой профессиональной награды – знака «Лучший машинист паровоза». Приказ о награждении в середине мая подписал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Дирекции тяги Олег Валинский. Это первая такая награда на ПривЖД.
Владимира Протасова отметили за добросовестный труд на железнодорожном транспорте, большой вклад в развитие движения на паровой тяге и активное участие в сохранении исторического наследия железных дорог. С 2018 года машинист участвует в проекте «Воинский эшелон» и в преддверии Дня Победы отправляется в праздничный тур по Астраханскому, Волгоградскому и Саратовскому регионам. Ретропоезд везёт военную технику разных лет и музейную экспозицию с документами и фотографиями, рассказывающими о Великой Отечественной войне. Во главе состава – паровоз. Обычно родной, приписанный к ПривЖД Эр 797-41, однако в этот раз его подменил «коллега» с Северо-Кавказской дороги.
Отправления «Воинского эшелона» машинист Протасов каждый раз ждёт с нетерпением. Это увлекательное приключение, хотя и физически тяжёлое. Во время смены все работники бригады – кочегар, помощник машиниста и машинист – поочерёдно задействованы на подаче угля в топку. Работать лопатой приходится непрерывно, так что железнодорожники сменяют друг друга. Чтобы поезд на паровозной тяге проехал 100 км, надо перекидать лопатой 12–15 тонн угля. Награда за нелёгкий труд – улыбки и слёзы радости людей, которые встречают эшелон. В этом году за месяц музей на колёсах осмотрели около 50 тыс. человек на 26 станциях.
«Прибытие «Воинского эшелона» – незабываемое зрелище. Клубы дыма и пара, протяжный паровозный гудок, запах угля. Мы всегда приглашаем зрителей зайти внутрь, и каждый раз они удивляются: «Уголь, огонь, копоть. Так у вас всё по-настоящему?!» Конечно, всё без обмана, по рельсам едет живая история, – говорит Владимир Протасов. – За месяц пути мы видели сотни счастливых лиц. Люди вспоминали, как советский народ встречал воинские эшелоны после победы в Великой Отечественной войне. Ради этих эмоций я готов перенести все тяготы непростого рейса».
В такие моменты Владимир Протасов точно не жалеет, что стал машинистом, хотя этот выбор дался ему непросто. В его семье несколько поколений железнодорожников. Дед, Евгений Константинович Протасов, много лет работал начальником станций Сенная и Вольск-2. Ребёнком Владимир бывал у деда на работе – живя в Вольске Саратовской области, приезжал на соседние станции, заходил в депо, поднимался в кабину локомотива.
Два старших брата Владимира выбрали военную стезю. Да и он сам сперва поступил в военное училище, но сразу понял, что ошибся: слишком однообразной показалась служба. В итоге забрал документы. Закончив в 2012 году Белгородский технологический институт, стал инженером теплогазоснабжения. А потом сделал ещё один крутой вираж – возвратился в родной Вольск и поступил в дорожно-техническую школу, получил права помощника машиниста тепловоза. Возможно, свою роль сыграли слова деда, который мечтал о продолжении трудовой династии.
Новичку без профильного образования было непросто войти в профессию. В первый рейс Сенная – Юльевка помощник машиниста Протасов отправился 30 декабря 2012 года. И сразу столкнулся с суровой реальностью: думал, что успеет вернуться к праздничному столу и застать бой курантов дома, но всё затянулось. Новый год встретил в кабине локомотива. Первый год работы на магистрали стал для Владимира проверкой на прочность: работа по 12 часов, ночные смены, незнакомая техника.
«Несколько раз ловил себя на мысли всё бросить, но останавливало чувство долга. Смотрел на коллег и видел, что есть машинисты с многолетним стажем. Думал, если они могут, значит и я смогу. Кроме того, меня очень поддерживает жена. Каждый раз находит нужные слова, чтобы вдохновить идти дальше», – делится приволжанин.
Сейчас и он может найти для новичков эти правильные слова. Работу машиниста Владимир считает очень интересной, ведь каждый день стоят разные задачи, да и одинаковых рейсов не бывает. Протасов возит грузы и пассажиров, выполняет маневровые рейсы, помогая заводам Балаковского района поставлять сырьё и отгружать готовую продукцию.
Машинистом паровоза он стал пять лет назад, когда объявили набор желающих пройти обучающие курсы. Как раз формировались бригады для первого на ПривЖД ретропоезда. Когда Владимиру позвонили и спросили, не хочет ли он освоить вождение паровоза, машинист мгновенно ответил – да. Тогда ещё не знал, какая это будет ответственная и грязная в прямом смысле слова работа, как тщательно придётся следить за состоянием исторической машины, которая постоянно нуждается в топливе и особенно в воде.
Протасов много часов проводит на работе и свой 35-й день рождения (22 мая текущего года) отметил в рейсе «Воинского эшелона». Поезда для него – почти живые существа. Исторический паровоз Эр 797-41 даже получил собственное имя – Гаврила Михайлович, ласково – Гаврюша. «Это произошло во время первого рейса «Воинского эшелона» в 2018 году. Кто-то из бригады смотрел на телефоне мультфильм про деревню Простоквашино, и там замычал телёнок Гаврюша. Так совпало, что одновременно загудел и наш «старичок». Мы засмеялись и решили назвать паровоз Гаврюша. Имя прижилось», – рассказывает машинист.
Зная как никто возможности и потенциал паровоза, Протасов мечтает сделать его востребованной и полезной рабочей единицей на ПривЖД. Чтобы выезжал не раз в год, а использовался постоянно. Катал туристов, перевозил грузы, участвовал в маневровых работах. Конечно, требуется создать условия – наладить обеспечение углём и водой, найти возможности для ремонта и замены запчастей. Зато и отдача большая. Никто не станет спорить, что действующий паровоз – украшение Приволжской дороги, живая иллюстрация отечественной истории.