Назад в будущее Железнодорожник Поволжья

Назад в будущее

Владимир Протасов, машинист тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Сенная

Приволжанин Владимир Протасов награждён знаком «Лучший машинист паровоза»

Машинист тепловоза эксплуатационного локомотивного депо Сенная Владимир Протасов стал первым на Приволжской дороге обладателем редкой профессиональной награды – знака «Лучший машинист паровоза». Приказ о награждении в середине мая подписал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Дирекции тяги Олег Валинский. Это первая такая награда на ПривЖД.

Владимира Протасова отметили за добросовестный труд на железнодорожном транспорте, большой вклад в развитие движения на паровой тяге и активное участие в сохранении исторического наследия железных дорог. С 2018 года машинист участвует в проекте «Воинский эшелон» и в преддверии Дня Победы отправляется в праздничный тур по Астраханскому, Волгоградскому и Саратовскому регионам. Ретропоезд везёт военную технику разных лет и музейную экспозицию с документами и фотографиями, рассказывающими о Великой Отечественной войне. Во главе состава – паровоз. Обычно родной, приписанный к ПривЖД Эр 797-41, однако в этот раз его подменил «коллега» с Северо-Кавказской дороги.

Отправления «Воинского эшелона» машинист Протасов каждый раз ждёт с нетерпением. Это увлекательное приключение, хотя и физически тяжёлое. Во время смены все работники бригады – кочегар, помощник машиниста и машинист – поочерёдно задействованы на подаче угля в топку. Работать лопатой приходится непрерывно, так что железнодорожники сменяют друг друга. Чтобы поезд на паровозной тяге проехал 100 км, надо перекидать лопатой 12–15 тонн угля. Награда за нелёгкий труд – улыбки и слёзы радости людей, которые встречают эшелон. В этом году за месяц музей на колёсах осмотрели около 50 тыс. человек на 26 станциях.

«Прибытие «Воинского эшелона» – незабываемое зрелище. Клубы дыма и пара, протяжный паровозный гудок, запах угля. Мы всегда приглашаем зрителей зайти внутрь, и каждый раз они удивляются: «Уголь, огонь, копоть. Так у вас всё по-настоящему?!» Конечно, всё без обмана, по рельсам едет живая история, – говорит Владимир Протасов. – За месяц пути мы видели сотни счастливых лиц. Люди вспоминали, как советский народ встречал воинские эшелоны после победы в Великой Отечественной войне. Ради этих эмоций я готов перенести все тяготы непростого рейса».

В такие моменты Владимир Протасов точно не жалеет, что стал машинистом, хотя этот выбор дался ему непросто. В его семье несколько поколений железнодорожников. Дед, Евгений Константинович Протасов, много лет работал начальником станций Сенная и Вольск-2. Ребёнком Владимир бывал у деда на работе – живя в Вольске Саратовской области, приезжал на соседние станции, заходил в депо, поднимался в кабину локомотива.

Два старших брата Владимира выбрали военную стезю. Да и он сам сперва поступил в военное училище, но сразу понял, что ошибся: слишком однообразной показалась служба. В итоге забрал документы. Закончив в 2012 году Белгородский технологический институт, стал инженером тепло­газоснабжения. А потом сделал ещё один крутой вираж – возвратился в родной Вольск и поступил в дорожно-техни­ческую школу, получил права помощника машиниста теп­ловоза. Возможно, свою роль сыграли слова деда, который мечтал о продолжении трудовой династии.

Новичку без профильного образования было непросто войти в профессию. В первый рейс Сенная – Юльевка помощник машиниста Протасов отправился 30 декабря 2012 года. И сразу столкнулся с суровой реальностью: думал, что успеет вернуться к праздничному столу и застать бой курантов дома, но всё затянулось. Новый год встретил в кабине локомотива. Первый год работы на магистрали стал для Владимира проверкой на прочность: работа по 12 часов, ночные смены, незнакомая техника.

«Несколько раз ловил себя на мысли всё бросить, но останавливало чувство долга. Смотрел на коллег и видел, что есть машинисты с многолетним стажем. Думал, если они могут, значит и я смогу. Кроме того, меня очень поддерживает жена. Каждый раз находит нужные слова, чтобы вдохновить идти дальше», – делится приволжанин.

Сейчас и он может найти для новичков эти правильные слова. Работу машиниста Владимир считает очень интересной, ведь каждый день стоят разные задачи, да и одинаковых рейсов не бывает. Протасов возит грузы и пассажиров, выполняет маневровые рейсы, помогая заводам Балаковского района поставлять сырьё и отгружать готовую продукцию.

Машинистом паровоза он стал пять лет назад, когда объявили набор желающих пройти обучающие курсы. Как раз формировались бригады для первого на ПривЖД ретропоезда. Когда Владимиру позвонили и спросили, не хочет ли он освоить вождение паровоза, машинист мгновенно ответил – да. Тогда ещё не знал, какая это будет ответственная и грязная в прямом смысле слова работа, как тщательно придётся следить за состоянием исторической машины, которая постоянно нуждается в топливе и особенно в воде.

Протасов много часов проводит на работе и свой 35-й день рождения (22 мая текущего года) отметил в рейсе «Воинского эшелона». Поезда для него – почти живые существа. Исторический паровоз Эр 797-41 даже получил собственное имя – Гаврила Михайлович, ласково – Гаврюша. «Это произошло во время первого рейса «Воинского эшелона» в 2018 году. Кто-то из бригады смотрел на телефоне мультфильм про деревню Простоквашино, и там замычал телёнок Гаврюша. Так совпало, что одновременно загудел и наш «старичок». Мы засмеялись и решили назвать паровоз Гаврюша. Имя прижилось», – рассказывает машинист.

Зная как никто возможности и потенциал паровоза, Протасов мечтает сделать его востребованной и полезной рабочей единицей на ПривЖД. Чтобы выезжал не раз в год, а использовался постоянно. Катал туристов, перевозил грузы, участвовал в маневровых работах. Конечно, требуется создать условия – наладить обеспечение углём и водой, найти возможности для ремонта и замены запчастей. Зато и отдача большая. Никто не станет спорить, что действующий паровоз – украшение Приволжской дороги, живая иллюстрация отечественной истории.

Автор: Юлия Шишкина