Проекты с перспективой Красноярский железнодорожник

Проекты с перспективой

Анатолий Шамшурин, начальник технического отдела Красноярской дирекции по энергообеспечению

Сразу две почётные награды вручены Анатолию Шамшурину за вклад в развитие энергохозяйства Красноярской железной дороги

Начальник Красноярской железной дороги Алексей Туманин на торжественной церемонии награждения лучших работников в апреле вручил Анатолию Шамшурину Знак «Почётный работник Красноярской железной дороги». В этот же день железнодорожник получил именные часы председателя дорпрофжела на Красноярской магистрали.

Глава магистрали Алексей Туманин и председатель дорпрофжела Сергей Штронда поздравили энергетика с заслуженными наградами.

За 35 лет работы он принял личное участие практически во всех этапах развития, модернизации и усиления объектов электрификации и электроснабжения на полигоне Красноярской железной дороги. Легендарный начальник технического отдела Красноярской дирекции по энергообеспечению с 27-летним стажем в этой должности, Анатолий Шамшурин в январе этого года отметил 65-летие.

На магистраль выпускник Красноярского политехнического института пришёл по стопам своих родителей, которые также трудились на предприятиях железной дороги. Отец работал в восстановительном поезде станции Саянская, а мать ‒ в дорожной больнице.

Первым местом работы будущего начальника техотдела всего энергохозяйства дороги в 1974 году стал Саянский энергоучасток тогда ещё Восточно-Сибирской железной дороги. Сначала трудился в сетевом районе, затем в группе релейной защиты и автоматики ремонтно-ревизионного цеха.

Анатолий Шамшурин говорит, что с самого начала трудовой деятельности ему посчастливилось работать с высококвалифицированными наставниками и специалистами. Среди них Анатолий Афонюшкин, Вениамин Трубин, Владимир Гук.

Работая в Саянской дистанции, молодой энергетик принимал участие в испытаниях новой системы электроснабжения железных дорог на переменном токе. Так называемая система
2х25 кВ, которая впервые обкатывалась на участке Саянская ‒ Кравченко научными сотрудниками институтов МИИТ и ОмГУПС. В дальнейшем такая система электроснабжения была применена на участках Байкало-Амурской магистрали и других железных дорог.

В 1979 году в результате структурных преобразований и организации Красноярской железной дороги Анатолий Шамшурин был переведён старшим электромехаником группы релейной защиты и автоматики в Дорожную электротехническую лабораторию, где проработал до июня 1983 года. Дальше железнодорожный стаж прервался на одиннадцать лет, но профессию энергетика он не оставил. Работал в Красноярском институте «Гидропроект». Занимался проектированием устройств релейной защиты и противоаварийной автоматики при модернизации и обновлении различных гидроэлектростанций и подстанций Советского Союза. С закладки первого камня и до пуска гидроагрегатов участвовал в проектировании и пуске в эксплуатацию Курейской ГЭС, расположенной в 40 км севернее полярного круга в Красноярском крае.

Вернулся на железную дорогу Анатолий Шамшурин в мае 1995 года начальником технического отдела службы электрификации и электроснабжения. Перед коллективом тогда стояла задача обновления и модернизации энергетического хозяйства.

‒ Это и электрификация участка железной дороги от Ачинска до станции Красная Сопка, где впервые на сети дорог была применена и испытана система электроснабжения железных дорог с экранирующим и усиливающим проводом, которая действует и сейчас, ‒ рассказывает опытный руководитель. ‒ Большой толчок в развитии устройств электрификации и электроснабжения получился при организации тяжеловесного движения поездов с инновационными вагонами. Для этого мне пришлось заниматься не только обновлением и модернизацией устройств тягового электроснабжения, но также и вопросами развития всей электроэнергетики регионов Сибири и Дальнего Востока. Как результат – сейчас завершается строительство вторых цепей воздушных линий 220 кВ тягового транзита на участках Междуреченская ‒ Степная и Минусинск – Саянская ‒ Камала-500 с переключением на новые цепи воздушных линий 13 полностью модернизированных тяговых подстанций.

По его словам, дел и сегодня ‒ непочатый край, работа предстоит сложная и интересная, объёмы ‒ немереные. Анатолий Шамшурин обещает всегда быть на связи и помогать советом молодым коллегам.

В качестве главных проектов легендарный энергетик выделяет три важных этапа развития электроэнергетики на Красноярской дороге. Это период сплошной электрификации в 1959‒1965 годах, когда наша магистраль стала первой в электрификации железных дорог на переменном токе 25 кВ.

Второй этап включает 1995‒2015 годы, когда на дороге шла организация работ по обновлению и модернизации оборудования и существующих устройств электроснабжения. С 1990-х годов в хозяйстве энергообеспечения удалось полностью обновить устройства контактной сети на 11 перегонах для грузового движения со скоростью 160 км/ч. В этот же период шла работа над проектом электрификации участка Ачинск – Красная Сопка – Дубинино, который имеет перспективу дальнейшего развития до станции Оросительный.

Третий этап развития, который начался с 2015 года, связан с организацией тяжеловесного движения и, по мнению Анатолия Шамшурина, сравним в области энергетики по своим масштабам с периодом сплошной электрификации Красноярской магистрали.

Самым важным этапом своей профессиональной жизни на железнодорожном транспорте он называет участие в решении вопроса по организации начала строительства вторых цепей линий 220 киловольт с полной модернизацией тяговых подстанций, их цифровизацией и автоматизацией.

‒ Просил помощи руководства, писал во все инстанции, участвовал в разработке совместного проекта ОАО «РЖД» с Минэнерго, чтобы строительство этих линий было включено в планы развития электроэнергетики районов Сибири и Дальнего Востока, ‒ вспоминает железнодорожник. – Сегодня восемь тяговых подстанций нашей дороги уже переключены на новые цепи. В 2022 году будет завершён перевод этих подстанций на микропроцессорные устройства релейной защиты и противоаварийной автоматики, а также организация системы измерения параметров электрических сетей с передачей их энергодиспетчерскому персоналу для принятия оперативных решений по обеспечению надёжности электроснабжения всех потребителей региона.

В ближайшей перспективе на повестке дня ещё один вопрос – большие объёмы проектирования и модернизации устройств контактной сети существующих тяговых подстанций и строительство семи новых тяговых подстанций. Всё это связано с поручением президента России Владимира Путина по увеличению пропускных способностей Транссиба и БАМа.

Автор: Дарья Кот