Вооружён знаниями Октябрьская магистраль

Вооружён знаниями

Антон Суслов, старший осмотрщик-ремонтник вагонов вагонного эксплуатационного депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский

Неравнодушие к делу и забота о безопасности движения помогают вагоннику находить сложные дефекты

Старший осмотрщик-ремонтник вагонов вагонного эксплуатационного депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский Антон Суслов за прошедшие пять месяцев 2022 года выявил пять трудновыявляемых дефектов литых деталей тележек и одну трещину диска колеса, а также почти сотню неисправностей буксовых узлов на стадии развития разрушения.

В мае коллекцию найденных дефектов Антона пополнил десяток ослаблений торцевых креплений букс, а самая «свежая» обнаружена на этой неделе. Как говорит вагонник, для такой крупной станции, как Сортировка, столько неисправностей вагонов – капля в море.

«Я работаю в первом парке прибытия, и за 12-часовую смену через меня и моих коллег по бригаде проходит в среднем 35 поездов и около 2000 единиц подвижного состава: хопперов, бочек, полувагонов…», – отмечает железнодорожник. Говоря о дефектах, «прочую мелочёвку» Антон даже не считает: почти каждый рабочий день он находит многочисленные изломы тягового хомута и другие неисправности деталей сцепного оборудования.

«Такие дефекты легко и быстро устранить здесь же, на станции в рамках текущего отцепочного ремонта, да и обнаружить их можно невооружённым глазом, поэтому их как серьёзную угрозу не воспринимаю», – добавляет Антон. При этом, по его словам, за 14 лет работы в вагонном хозяйстве уровень безопасности значительно вырос. «Я это связываю с обновлением подвижного состава – его агрегаты и узлы изготавливают по усовершенствованным технологиям, которые позволяют в итоге продлить срок их службы, увеличить допустимую нагрузку, удлинить гарантийные плечи обслуживания. Пока что примерно половина проходящих через меня вагонов – ещё советской постройки, но зато другая половина – новые», – говорит осмотрщик.

Хотя, несмотря на обновление подвижного состава, иногда наблюдал и плоды «народного творчества», например, неаккуратно и наспех заваренные детали вагонов, которые должны регулироваться. Однажды видел на концевом рукаве хвостового полувагона зелёную свинью из игры Angry birds, – так на фаркоп автомобиля надевают разные игрушки. «Некоторые коллеги не отдают себе отчёт в том, что такая «шутка» может стать причиной серьёзной аварии».

Антону его работа нравится: «Ты чувствуешь хоть и небольшую, но причастность к всеобщей безопасности движения на сети, можешь на неё положительно повлиять», – говорит он. Кстати, помимо приятного чувства причастности к общему делу Антон Суслов продолжает традицию своей семьи, ведь он из железнодорожной династии: мама работала дежурной по станции Лоста Северной дороги, отец – составителем поездов.

Он признаётся, что своих секретных способов обнаружить трудновыявляемые дефекты у него нет. «Я пришёл в депо в 2008 году. Тогда мастер, мой наставник, дал мне изучать книгу «Передовой опыт работы в вагонном хозяйстве», написанную ещё в советское время. В ней описаны все неисправности, которые встречаются до сих пор, так что технологии и методы их выявления осмотрщикам известны. Главное – не лениться вглядываться, приседать, подлезать, слушать, подсвечивать, измерять, – добавляет Антон. – Однако под конец рабочей смены порой сохранять бдительность удаётся не всем. Ходишь с подсумком, а в нём рабочие инструменты: щупы, шаблоны, лупы. Весит он немного – 3–4 кг, но за весь день усталость, конечно, накапливается…»

Кстати, по нормативу бригаде в первом парке прибытия на Сортировке на осмотр одного вагона даётся 2 мин. 23 сек. «Зная, что именно искать и куда смотреть, этого достаточно. Например, если зажаты скользуны – детали между кузовом и тележкой, или треснула шкворневая балка – часть кузова, понимаешь, что вагон болезненный. Или если он слегка накренился на одну сторону, это говорит о том, что груз распределён неравномерно. Делаешь заметку про себя, что этой единице требуется особое внимание», – говорит Суслов.

Антон теперь и сам выступает в качестве наставника для вновь пришедших в депо работников. Он в должности старшего осмотрщика-ремонтника трудится уже десять лет, и поэтому, как старший среди своих коллег, обучает в год по пять человек.
Автор: Ольга Беляева