Октябрьская магистраль

Задача – доставить безопасно и в срок

Сергей Парыгин, машинист электропоезда Северо-Западной дирекции скоростного сообщения

Сергей Парыгин стал обладателем Почётной грамоты ОАО «РЖД»

ОМ_машинист Сергей Парыгин.jpg

В заключительный день V Слёта машинистов, 26 мая, руководители компании вручали участникам награды. Среди них – машинист электропоезда Северо-Западной дирекции скоростного сообщения Сергей Парыгин: он стал обладателем Почётной грамоты ОАО «РЖД».

За достижение высоких результатов в профессиональной дея­тельности, внедрение инновационных технологий и обес­печение эффективной работы железнодорожного транспорта грамоту Сергею вручил начальник Дирекции скоростного сообщения Антон Петров.

Сергей пришёл в отрасль будучи студентом: в 2012–2013 годах он состоял в отряде «Ладога», обслуживал пригородное движение в должности помощника машиниста моторвагонного депо Санкт-Петербург-Финляндский. Затем, в студотряде «Петербургская ласточка», в 2014-м участвовал в Сочинской зимней олимпиаде: в течение трёх месяцев работал помощником на «Ласточках», которые тогда как раз впервые выпустили на линию специально для этого спортивного события. Окончив в том же году электромеханический факультет ПГУПС, Сергей сразу устроился в Северо-Западную дирекцию скоростного сообщения (СЗ ДОСС).

Кстати, тогда же в дирекции собрали пилотную группу, которую направили на обучение в Санкт-Петербургский центр подготовки персонала по обслуживанию высокоскоростных поездов – это центр непосредственно СЗ ДОСС.

В течение полугода Сергей проходил подготовку, и в итоге получил права и сертификат на управление скоростными поездами «Ласточка», «Аллег­ро» и «Сапсан».

Помощников и машинистов обучают базе, необходимой для всех: знание принципиальных схем – как работают поезда, их органы управления и их отличительные особенности, устройство тормозного, силового оборудования, отрабатывают и выход из нештатных ситуаций. Например, на «Аллегро» локомотивная бригада была обязана знать финскую сигнализацию, принципы движения по станциям, так как местные машинисты, следуя из Северной столицы в Хельсинки, сдавали поезд коллегам из Финляндии на их территории – станции Вайниккала. «Перевод систем без­опасности поезда с русской на финскую и обратно лежал на плечах машиниста, а помощник следил, чтобы он выполнил всё строго по правилам», – поясняет Сергей.

Отработав помощником машиниста на всех трёх скоростных составах в течение пяти лет, Сергей стал машинистом «Ласточки» с весны 2020-го, и с тех пор водит электропоезда до Петрозаводска и Пскова, а также, так как у него есть права управления всеми видами скоростного подвижного состава, он участвует и в подгонно-маневровой работе: перевозит «Сапсаны» с Московского вокзала до депо Металлострой, где они встают на экипировку и обслуживание, и обратно – на линию.

«Чтобы пересесть на «Сап­сан», мне сначала нужно пройти повышение квалификации в центре, и с моего нынешнего третьего класса перешагнуть на второй, а затем в течение года под пристальным вниманием опытного машиниста проходить стажировку на составе, после сдать экзамены. Но, если честно, я не хочу, уж больно «Ласточка» пришлась по душе, – признаётся машинист. – Она проста в управлении: у неё один тягово-тормозной контроллер, в отличие от «Сапсана», где для тяги и торможения – два рычага, поэтому поездом я управляю буквально одной рукой, и у меня чуть больше свободы в действиях, я могу выполнять одновременно несколько задач, например, связаться с диспетчером или дежурным по станции», – поясняет Парыгин.

Работа на «Ласточке» нравится Сергею своей конкретикой: он понимает, что именно он делает, а результат труда виден сразу. «Доезжая до пунк­та назначения, я понимаю, что безопасно довёз людей из точки А в точку Б», – говорит он.

При этом машинист признаётся: груз ответственности за жизнь сотен людей ощущается так же чётко, как и высокая скорость при движении. «Нужно быть предельно сконцентрированным и внимательным, чтобы, следуя со скоростью даже 140 км/ч, заранее предугадывать, что будет на участке через 5–10 км. Вдобавок, мы жёстко ограничены расписанием движения, и по­этому «пространства для манёвра» в случае сбоев практически нет: сократить отставание от графика можно лишь резким набором скорости и не менее резким торможением», – говорит машинист.

Так, локомотивной бригаде необходимо справляться с любыми неувязками, будь то капризная погода или ремонт пути: железнодорожники обязаны сделать всё возможное, чтобы доставить пассажира точно в срок. «Например, нынешней зимой мы на нашей Петрозаводской «Лас­точке» стыковались на станции Лодейное Поле с «Орланом», который курсирует вокруг Ладожского Озера. Подъезжаем, а диспетчер говорит, мол, останавливайтесь по приказу на перегоне, ждём «Орлан». И прождали мы его так 20 минут…, – вспоминает Сергей. – А снег стеной! Не видно ни зги на пять метров вперёд, колея скользкая, из-за этого и тормозной путь увеличился. Сократить отставание в итоге мне не удалось, и мы приехали на 28 минут позже графика. Тогда я по громкой связи обратился к пассажирам и извинился от лица компании и от себя лично».

Как говорит машинист, ведь и он был сначала «по ту сторону баррикад» – тоже ездил пассажиром. И поэтому понимает чувст­ва людей, которые, к сожалению, по умолчанию часто во всех грехах обвиняют машиниста. «Тогда, помимо проявления профессиональной этики, это был и психологический ход: я хотел успокоить, поддержать, объяснить и снизить градус накала. Думаю, мне это удалось – ни один пассажир не оставил жалобу», – говорит он. А сбавить моральное давление от мысли, что от тебя лично зависят сотни людей в поездке, по его мнению, существует один верный способ: чётко следовать всем инструкциям и правилам технической эксплуатации – знания и строгая самодисциплина позволяют конт­ролировать ситуацию и в условиях высоких скоростей.

Автор: Ольга Беляева