Опасность без запаха и цвета  Железнодорожник Поволжья

Опасность без запаха и цвета

Александр Котельников, осмотрщик-ремонтник вагонов эксплуатационного вагонного депо Анисовка

Александр Котельников предотвратил разлив серной кислоты на станции Анисовка

Благодаря бдительности и своевременным мерам, принятым осмотрщиком-ремонтником вагонов эксплуатационного вагонного депо Анисовка Александром Котельниковым, удалось избежать отравления людей, крупного материального и экологического ущерба. Причиной этого могла стать течь токсичного вещества, транспортируемого в одной из цистерн грузового состава

Утром 26 июля на станцию Анисовка со станции Кочетовка Юго-Восточной магистрали для расформирования прибыл грузовой состав. Для него был выделен приёмо-отправочный путь 2В.

«Мы с напарником Евгением Ермаковым только завершили осмотр поезда, готовящегося к отправлению, и сразу приступили к обработке прибывшего. На часах было 08.45. При приближении к группе вагонов, предназначенных для наливных грузов, моё внимание привлёк едва заметный подтёк на одной из цистерн. В верхней её части стояла заплатка. Видимо, она вышла из строя под воздействием едкого вещества. Из-под неё тонкой струйкой текла жидкость. След тянулся сверху донизу, под вагоном стало образовываться мокрое пятно», – рассказывает Александр Котельников.

Жидкость была без цвета и запаха. О том, что это серная кислота, железнодорожник догадался по маркировке вагона: на тёмном фоне – горизонтальная жёлтая полоса. В таких перевозят опасные наливные грузы. 

Александр Котельников позвал напарника и, после того как он подтвердил выявленный дефект ёмкости, позвонил старшему смены Алексею Солопову, маневровому диспетчеру Максиму Кондратьеву. От них информация об утечке кислоты поступила руководству станции и служб, причастных к ликвидации последствий подобных инцидентов.  

«Ни страха, ни паники у меня не было, несмотря на то что такие случаи в практике большая редкость. Хотя ранее мне уже приходилось выявлять течь опасного вещества. Такой опыт надолго остаётся в памяти. Главное – не теряться, не медлить и действовать по инструкции», – говорит Александр Котельников.

Через 5–7 минут обнаруженное осмотрщиками-ремонтниками повреждение цистерны подтвердили приёмщики поездов станции Анисовка Елена Марменкова и Ольга Кузьмина. Они производили осмотр состава на предмет коммерческой сохранности груза.

Работники станции отцепили вагон с серной кислотой от поезда и с помощью маневрового локомотива переместили на 12-й путь парка В, предназначенный для аварийной работы с опасными грузами. Он находится поодаль от основных, и к нему есть подъезд для автомобильного транспорта. Им воспользовались сотрудники службы «ЭКОСПАС». Они произвели разведку местности, оцепили цистерну, осмотрели повреждённый участок. Установив, что течь образовалась из-за трещины в сварочном шве, наложили на него магнитную заплатку. Таким образом спасатели остановили течь и подготовили вагон для отправления на станцию назначения Юльевка. Затем они нейтрализовали место разлива серной кислоты каустической содой.

«Серная кислота относится к грузам 8-го класса опасности. При неосторожном обращении она вызывает сильные химические ожоги. Кроме этого, при разливе могла пострадать окружающая среда. Существенный материальный урон был бы нанесён и компании. Внимательность и профессионализм Александра Котельникова, оперативность работников станции и спасателей помогли избежать нежелательных последствий», – констатирует главный инженер станции Анисовка Роман Архипов.
Автор: Татьяна Волченко